Дырнос
Заглянем на одну из городских окраин − в Дырнос, точнее, в «малый» Дырнос, что расположен не у железной дороги, как Дырнос «большой»,
а на «дачной трассе», ближе к стыку улиц Орджоникидзе, Индустриальной и Элеваторной.
Конечно, слово «окраина» применительно к «малому» Дырносу несколько условно: 15-20 минут пешком по ул. Дырносской− и вы практически в центре города, на Октябрьском проспекте, улицах Орджоникидзе или Оплеснина. По сравнению с этим путь из Затона или Максаковки − целое путешествие. Тем не менее, многие обитатели этого микрорайона частенько говорят о том, что хотели бы жить «в городе».
Места эти были городской окраиной уже в конце XVIII столетия. Документ того времени гласит, что «в конце города» Усть-Сысольска находились две реки – Дырнос и Челваель (Човью), на которых располагались две «обывательские мучные мельницы». Столетием спустя ситуация с заселением тамошних пространств мало изменилась. В первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года отмечена дача Дырнос (вот с каких давних времен ведут свою историю дырносские дачи), на которой обитало пять человек (четверо жителей мужского пола и одна − женского). Отмечу, что где именно (в каком месте Дырноса) находилась эта дача, не известно.
Продолжая исторический экскурс, отметим, что по переписи 1920 года в Дырносе имелся 1 двор с двумя обитателями, в 1925 году – два двора и 10 жителей. Годом позже в списке населенных пунктов 1926 года сие поселение именовалось «посёлок Дырнос» и относилось к Козвильской волости. В конце 1926 года в Дырносе насчитывалось три двора, 12 жителей (мужского и женского пола поровну). Здесь имелся кустарный кирпичный завод, вырабатывавший 400-450 тысяч штук красного кирпича в год. В том же году городские власти предложили реорганизовать его, но к осуществлению этой идеи приступили только в 1929-м, когда на месте старого началось строительство нового механизированного завода красного кирпича.
В списке населенных пунктов 1930 года отмечен починок Дырнос Тентюковского сельсовета. В 1931 году посёлок Дырносского кирпичного завода был передан в подчинение городским властям. Одновременно со строительством нового завода в течение 1-й пятилетки посёлок быстро рос. В 1937 году Дырносский завод произвел 3,6 млн. штук кирпичей. Плановой мощности (до 6 млн.штук кирпичей в год) он не достиг, но, как отмечают авторы «Истории Сыктывкара», являлся в предвоенные годы главным поставщиком кирпича для нужд города. Да и позднее, в 1960-е годы, многие жители Сыктывкара могли видеть на кирпичах буквы «ДКЗ» (Дырносский кирпичный завод), В списке населенных пунктов 1949 года поселение обозначено просто как «Кирпичный завод». А в списках поселений 1956, 1960 и последующих Дырнос вовсе отдельно не выделялся, хотя название Дырнос по-прежнему широко использовалось местным населением − и используется по сей день.
В «малом» Дырносе жилые деревянные двухэтажки, вытянувшиеся главным образом вдоль улицы Дырносской,
и частные домики, спрятавшиеся в стороне, на возвышенности,
уступают по количеству многочисленным учреждениям и предприятиям разного калибра, связанным с автомобильным делом. Тут наглядно видишь, что «железный конь пришел на смену крестьянской лошадке». Правда, ударить автопробегом по бездорожью и разгильдяйству не особо получилось. Ну да речь не об этом, а о том, что даже некоторые из этих малочисленных «деревяшек» начали исчезать с лица земли. Процесс пошел с подножия холма, на котором находится метеостанция. Первыми приказали долго жить дома № 78 и 80. Фотографию дома № 80 удалось найти на сайте simbiozz.ru.
Теперь на месте этих домов − развалины.
Дом № 86 несколько лет назад выглядел еще вполне прилично.
А в 2014 году он уже пришел в запустение.
Соседние дома № 46, 82 и 84 внешне пока выглядят приличнее.
Но что там внутри и что их ждет в ближайшем будущем?..