Народы европейского Северо-Востока: обращение к истокам (Портал «Научная Россия»)
Исследовать историю народов европейского Северо-Востока России, чтобы сберечь этнокультурное наследие страны – главная задача историков-демографов Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН (г. Сыктывкар), отметившего в прошлом году 50-летний юбилей. Являясь одним из крупнейших центров финно-угроведения и гуманитарного североведения, научный центр решает вопросы по сохранению и перспективам будущего национального развития этноса.
История, традиционная культура и быт различных этнографических групп коренного коми и русского населения на территории европейского Северо-Востока на протяжении разных эпох служат свидетельством духовного становления народа. Миграции и путь демографического развития определили специфику освоения Коми-региона, а политические события и межкультурный обмен повлияли на развитие экономики и уровень производства.
Исследования, проводимые историками и этнографами Института языка, литературы и истории Коми НЦ РАН (г. Сыктывкар), знакомят с историей национальных сообществ Коми и с особенностями процесса формирования этнокультурного пространства севера России.
Игорь Любомирович Жеребцов – доктор исторических наук, главный научный сотрудник, директор Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук (ИЯЛИ ФИЦ Коми НЦ УрО РАН), председатель Президиума Федерального исследовательского центра «Коми НЦ УрО РАН» (г. Сыктывкар), председатель Ученого совета Национального музея Республики Коми, председатель Коми Республиканского благотворительного общественного фонда жертв политических репрессий «Покаяние» занимается исследованием истории Севера, Урала и финно-угорских регионов.
Ученый-историк подробно рассказал о становлении Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН, отметившего полувековой юбилей в 2020 году, в частности, как формировалась гуманитарная исследовательская коми-школа и какие ключевые проблемы теперь стоят перед сотрудниками Института по сохранению и популяризации региональной истории, этнических традиций и языка коренных народов, а также затронул темы трагических страниц истории страны в судьбе Республики Коми.
Почему сегодня существует необходимость изучения региональной истории, в частности, этнографических исследований на европейском Северо-Востоке?
«Ответ, на мой взгляд, очевиден: история обширнейшей России, самой большой страны мира – это, прежде всего, история ее регионов и народов. В составе единого государства территории с самыми разными природно-климатическими условиями, оказывающими огромное воздействие на развитие проживающих там этносов, обладающих множеством уникальных лингвистических, культурных, хозяйственных, бытовых свойств, складывавшихся в ходе многовекового исторического развития. Сравните, например, европейский Север и Северный Кавказ – это два совершенно разных «севера», уживающихся, однако, в составе одной державы. (И не просто уживающихся, но и поддерживающих между собой этнокультурные и экономические контакты, пусть и не очень прочные, обменивающихся населением путем взаимных миграций…). Понимание исторического − порой крайне противоречивого − пути, который прошли эти (и все остальные) регионы, как и почему именно так формировалось их население, чем обусловлены особенности их хозяйства и культуры исключительно важно, ибо из многих «региональных» историй, в сущности, и складывается история страны.
Европейский Северо-Восток – один из интереснейших с исторической точки зрения российских регионов. Неотъемлемой чертой его истории всегда, с древнейших времен была миграция населения. Именно здесь расположены самые северные в Европе палеолитические памятники. Первопроходцы Севера не раз уходили отсюда из-за оледенений. Уходили и снова возвращались спустя тысячелетия. Когда льды окончательно отступили, крайний Северо-Восток Европы стал территорией долговременного многовекторного культурного взаимодействия. Здесь то и дело появлялись разноплеменные пришельцы с востока, юга и запада (сюда дотянулось даже Великое переселение народов). Немалая часть из них уходила дальше в неведомые земли, но многие оседали тут, принося с собой новые для «старожилов» элементы культуры, хозяйства и быта. «Какая смесь одежд и лиц, племен, наречий, состояний» − эти слова как нельзя лучше подходят к описанию этнодемографических процессов на европейском Северо-Востоке вплоть до конца I тысячелетия н.э. Именно в этом «плавильном котле» сформировался тысячу лет назад обладающий самобытной и богатой культурой народ коми, представители которого, между прочим, проторили для властителей Русского государства дороги через Каменный пояс (Уральские горы), в конце XVI столетия провели туда отряд Ермака, были в числе строителей и первых жителей Тюмени, Тобольска и других старинных сибирских городов, среди первопроходцев Лены, Индигирки, Колымы, участников похода Семена Дежнева вокруг Чукотки и Ерофея Хабарова на Амур…
Здесь, на европейском Северо-Востоке, появились первые в Русском государстве серебряный и нефтяной прииски, этот регион стал в 1930-е годы «деревянным Донбассом» Советского Союза, отсюда в годы Великой Отечественной войны бесперебойно шел столь необходимый блокадному Ленинграду и всей стране уголь, добывавшийся в неимоверно сложных природных условиях узниками ГУЛАГа… Вот что такое европейский Северо-Восток и его история для России. Это не просто региональная история – это чрезвычайно важная составляющая истории всей нашей страны», − убедительно аргументировал свою точку зрения Игорь Жеребцов.
Что составляет региональные особенности демографических процессов на европейском Севере России?
«Важнейшая особенность – это то, что на протяжении всей истории региона ключевой частью демографического развития были миграции населения. О древности я уже говорил. С конца XII века на европейском Северо-Востоке стала стремительно расти численность русских крестьян, которых привлекали в этот регион обширные и слабозаселенные территории и благоприятные для земледелия климатические условия той эпохи. В результате активной древнерусской колонизации древние коми, жившие в западной части региона, были ассимилированы. Сохранение в последующее время подобных темпов продвижения русского населения могло бы привести к скорому обрусению коми. К концу XVI в. ситуация изменилась. Этому способствовало включение в состав Русского государства ряда обширных регионов, в которых имелось значительное количество незанятых, удобных для земледелия территорий. После вхождения в состав Русского государства Казанского и Астраханского ханств во II половине XVI в. появилась возможность для широкого освоения Поволжья, нижней Камы и нижней Вятки русскими колонистами. Разгром Сибирского ханства и установление власти Московских государей в Западной Сибири в конце XVI в. сделали возможным переселение в Приуралье и за Урал, на более богатые и плодородные по сравнению с европейским Северо-Востоком земли. Тысячи русских переселенцев, минуя Коми край, устремились за Урал. В последней четверти ХVII в. в Сибири насчитывалось около 180 тыс. переселенцев из европейской России, примерно две трети которых проживали в самом западном Тобольском регионе, по соседству с Коми краем. Представьте, что было бы с коми народом, если бы хоть половина от этого числа появилась на его этнической территории, число обитателей которой в 1678—1679 гг. едва ли достигало 25 тыс. человек?
В конце XVI – начале ХХ века ведущую роль в демографических процессах играли уже другие миграции – расселение коми по восточной и северо-восточной части региона (была заселена и хозяйственно освоена, в частности, обширнейшая территория по берегам Печоры и ее притоков, верхней Вычегды), освоение водоразделов в старожильческих районах, миграции коми за пределы региона. А в середине ХХ века на европейском Северо-Востоке вновь появились многочисленные мигранты из других регионов: сюда, в «спецпоселки», насильственно переселяли «раскулаченных» крестьян, которых заставляли валить лес; территория региона покрылась сетью лагерей, заключенные которых тоже валили лес, строили железную дорогу, добывали уголь… К началу 1940-х годов численность заключенных и спецпереселенцев была вполне сопоставима с численностью «вольного» населения региона… В 1950-е годы принудительные миграции уступили первенство по количеству переселенцев добровольным миграциям (по оргнаборам и др.) для работы на промышленных предприятиях, однако миграционный прирост по-прежнему доминировал над естественным. При планировании социально-экономического и демографического развития европейского Северо-Востока по-прежнему не учитывались в надлежащей мере естественные условия региона (особенно его северных районов); нередко гораздо большую роль в составлении и осуществлении этих планов играли чисто политические причины. В результате уже к началу 1960-х годов коренное население стало меньшинством на своей территории обитания», – историк раскрыл особенности демографического развития региона.
Рассматривая факторы истории народонаселения, Игорь Жеребцов среди них выделяет анализ климатических/природных изменений. По мнению самого ученого, в его работах «поставлена и проанализирована чрезвычайно важная проблема воздействия естественно-географических условий и, в частности, климата и его изменений, на демографические процессы, степени этого влияния на различных этапах истории. На основе разнообразного комплекса исторических источников, главным образом архивных, значительная часть которых впервые была введена в научный оборот, историко-демографическое развитие обширного и многонационального Северо-Востока европейской России за длительный (почти тысячелетний) период, удалось показать несомненную связь между происходившими в демографических процессах переменами и изменениями климата, сформулировать концептуальные основы подхода к анализу климатических изменений как важного фактора истории народонаселения, предложить в рамках теории демографических циклов рассматривать именно изменения климата как фактор, определяющий эти циклы.
Проведенное сравнительное исследование историко-демографического развития всех финно-угорских народов показало весьма существенную (а на отдельных этапах – ключевую) роль климатического фактора в демографической истории венгров, эстонцев, коми и других финно-угров; в частности, формирование коми народа стало следствием потепления климата (климатического оптимума) и переселения части финно-пермских народов на Север. Массовые миграции выходцев из европейской России в Приуралье и далее за Урал, имевшие огромное значение в освоении и закреплении в составе Российского государства Сибири и Дальнего Востока, также стали следствием климатических сдвигов (климатического минимума), неблагоприятные последствия которых вынудили значительную часть населения Московского государства оставлять старожильческие районы и уходить на колонизировавшиеся территории».
Исследование историко-демографических проблем Северо-Востока проходит в системе с другими науками. Поскольку, по словам Игоря Жеребцова, «к сожалению, массовые письменные источники экономико-статистического характера XVI−XIX столетий (писцовые, переписные и дозорные книги, ревизские сказки и др.), при всем богатстве содержащегося в них материала, имеют немало недостатков: в них фиксировалось не все население, практически отсутствуют сведения о национальном составе жителей (встречаются лишь отдельные указания на этническую принадлежность), в писцовых и дозорных книгах весьма ограничены сведения о пришлом населении, редко указываются конкретные направления ухода жителей из поселений и т.п. Поэтому при изучении источников традиционные методы исторического исследования необходимо использовать в комплексе с методами смежных наук – этнографии, археологии, топонимики, антропонимики, генеалогии, фольклористики и языкознания. Этот комплексный подход позволил, в частности, получить важные результаты в исследовании миграционных процессов, уровня подвижности и этнического состава населения ряда районов Коми края благодаря анализу названий поселений, говоров и диалектов жителей, их фамильного состава, особенностей культуры и быта, местных легенд и др.
Местный фольклор (легенды, предания) нередко содержит сведения о примерном времени возникновения населенных пунктов, происхождении их первых жителей. Этим сведениям, разумеется, нельзя безоговорочно доверять, однако сравнение фольклорных данных с материалами письменных источников (в тех случаях, когда это было возможно) во многих случаях показало значительную степень их достоверности (особенно применительно к поселениям, возникавшим в середине XIX в. и позднее).
При изучении переселений можно использовать и данные антропонимии. Значительная часть населения Коми края носила фамилии (они стали формироваться в регионе в XVI−XVII вв.), образованные от коми слов: названий животных (Канев от кань – “кошка”, Коинов от коин – “волк” и др.), птиц (Сизев от сизь – “дятел” и т.п,), рыб (Гычев от гыч – “карась”), насекомых, растений, явлений природы, различных бытовых предметов, слов оценочного характера и т.д. Наличие фамилий этой группы в составе жителей конкретного населенного пункта свидетельствует о проживании в нем хотя бы какое-то время коми, даже если их уже нет среди современных обитателей. Специфика фамилий позволяет установить расселение этнографической группы и выявить ее представителей – переселенцев среди других этнографических групп. Поэтому антропонимия населения Коми края, зафиксированная в источниках XVI-XVIII вв., дает возможность тщательно исследовать миграционные процессы – важную составную часть этнической истории коми. Фамилии и прозвища коренного и пришлого населения позволяют проследить как миграции, происходившие в пределах этнической территории коми (из поселения в поселение, из района в район), так и приход иноэтничных переселенцев в Коми край извне и уход коми в иные регионы».
Кроме того, в фокусе внимания Игоря Жеребцова политическая история европейского Северо-Востока периода революции и гражданской войны 1917–1921 гг. При изучении демографических процессов в регионе ученого привлекла история краеведения и участие краеведов в политической борьбе.
По признанию историка, «в свое время считалось, что в эпоху революции и гражданской войны население европейского Северо-Востока (как и всей России) раскололось на два непримиримых лагеря: революционеров и контрреволюционеров, белых и красных. Большевики установили в Коми крае власть Советов, большинство населения их поддерживало и вступало в компартию…Внимательное, неидеологизированное изучение документов, характеризующих отношение населения к власти в те годы, показало, что это далеко не так. На самом деле абсолютное большинство жителей не поддерживало ни одну из сторон, будучи заинтересованным не в победе одной из них, а в улучшении (или хотя бы не ухудшении) условий собственной жизни.
Вызванная мировой войной разруха привела к тому, что власть (хоть царская, хоть демократическая, хоть красная, хоть белая), неспособная в сжатые сроки улучшить ситуацию с продовольствием и т.п., быстро теряла авторитет, и жители отворачивались от нее, ожидая «спасителей» из противоположного лагеря. Когда же выяснялось, что пришедшие «спасители» едва ли не хуже прежних властителей, население теряло в них всякую заинтересованность и равнодушно наблюдало за падением очередного уездного «правительства». В волостях крестьяне без спора соглашались менять названия своих органов самоуправления в зависимости от того, кто побеждал: земские управы на советы, советы опять на земские управы… Самое же примечательное, что, как правило, руководили и советами, и управами одни и те же люди. При необходимости в местные ячейки компартии записывались даже отъявленные противники большевистской власти, а коммунисты, в свою очередь, на экстренных партсобраниях решали встречать неотвратимо приближающихся белых отнюдь не пулями и штыками, а приветственным колокольным звоном…
Стоит еще отметить, что большевики в первых многопартийных (а то и вовсе беспартийных) Советах, возникших в первой половине 1918 года, руководящей роли не играли. В сущности, в Коми крае они не устанавливали власть Советов, а наоборот, боролись против Советской власти. При поддержке прибывших в Коми край красноармейских отрядов и чекистов в июне-сентябре 1918 года некоммунистические лидеры уездных Советов были отстранены от руководства, а сами Советы лишены реальной власти, которая и на уездном, и на волостном уровне перешла в руки большевистских ячеек и комитетов бедноты. Завершением борьбы большевиков против власти Советов должно было стать (в соответствии с решением VI Чрезвычайного Всероссийского съезда Советов 9 ноября 1918 года) полное упразднение Советов депутатов как демократически избираемых (по крайней мере, теоретически) органов власти всего трудового населения. В Коми крае в декабре 1918 года приступили к ликвидации Советов депутатов и замене их Советами бедноты. Создание совбедов являлось попыткой использовать популярное слово «Советы» для сохранения несколько реформированных в угоду политической конъюнктуре комбедов и для того, чтобы избавиться раз и навсегда от совдепов – этого раздражителя, лишенного власти, но продолжавшего пользоваться определенной популярностью у населения и проявлять некоторую (пусть даже мнимую) оппозиционность. В документах 1919 года можно встретить упоминания как о совдепах, так и о совбедах, но попытка введения совбедов в конечном итоге провалилась».
Драматическая эпоха в истории нашей страны отразилась в биографии учёных. Какова роль ГУЛАГа в судьбе ученых европейского Северо-Востока страны?
«К сожалению, репрессии не обошли стороной ученых-гуманитариев европейского Северо-Востока. Не суждено было сбыться обширным научно-исследовательским и научно-организационным планам Общества изучения Коми края. Постепенные изменения в политическом климате страны, формирование административно-командного стиля управления всем, в том числе и культурной сферой, отрицательно сказались на краеведческом движении. В конце двадцатых годов был взят курс на борьбу против «идеализации старины», особенно «национальной старины». В начале тридцатых годов наметилась тенденция свести краеведение к изучению производительных сил данной местности, превратить краеведческие общества в лишенные инициативы придатки хозяйственных органов, изучение истории, культуры и быта населения объявить отвлекающим людей от социалистического строительства и потому ненужным и даже вредным, а тех краеведов, которые продолжали заниматься этими вопросами – «вредителями».
Отношение властей к краеведам заметно ухудшилось. Закрылись краеведческие издания. Аналогичная ситуация складывалась и в целом по стране. Посыпались призывы «произвести проверку старых кадров краеведов, в значительной своей части непригодных для выполнения задач, стоящих перед советским краеведением, очистив местные организации от классово чуждых элементов». В местной печати предлагалось «под клинком марксистско-ленинского анализа сызнова пересмотреть все литературное наследство коми интеллигенции». В этих условиях руководители Общества изучения Коми края (А.М.Мартюшев и другие) сочли невозможным продолжать деятельность общества и 21 мая 1931 года приняли решение о его самоликвидации, – Игорь Жеребцов поделился развернутой информацией о пострадавших от политических репрессий и выразил отношение к этому факту в истории страны. – Ведущие исследователи общества некоторое время работали в Коми пединституте, НИИ краеведения и музее, но в последующие годы большинство из них было репрессировано. Директор коми пединститута А.Ф.Богданов, не дожидаясь ареста, покончил с собой. Некоторым (как А.А.Цемберу и А.М.Мартюшеву) удалось избежать ареста, навсегда уехав из родных мест. Часть репрессированных погибла в тюрьмах и лагерях (в их числе – профессор В.П.Налимов, создатель оригинального коми алфавита лингвист В.А.Молодцов, краевед А.А.Чеусов). Другим удалось выжить и по прошествии времени вернуться к научной работе: среди них выдающийся лингвист В.И.Лыткин (которому, правда, долгое время запрещали жить в Москве и Ленинграде, а в Сыктывкар ему нельзя было даже приезжать) и замечательный гуманитарий-энциклопедист А.С.Сидоров (он после войны работал в Коми филиале АН СССР; именно по его совету мой отец Л.Н.Жеребцов стал этнографом).
В лагерях ГУЛАГа, широкой сетью раскинувшихся по территории европейского Северо-Востока, оказалось много советских ученых. Среди заключенных Устьвымлага был академик-эпидемиолог П.Ф.Здродовский, в Ухтпечлаге археолог Г.И.Боровко, геологи Н.Н.Тихонович, Н.Н.Стрижов, А.А.Аносов, Б.Р.Компанеец, в Ухтижемлаге – профессор П.П.Зворыкин, литературовед Е.С.Шаблиовский, брат первой жены Сталина ученый-ориенталист А.Сванидзе, в железнодорожных лагерях − микробиолог и иммунолог Л.А.Зильбер, профессор Г.М.Данишевский, в Инталаге − философ и историк Л.П.Карсавин, муж Анны Ахматовой профессор Н.Н.Пунин… Список этот можно продолжить…
Когда заходит разговор о том, надо ли сегодня обращаться к теме политических репрессий, происходивших в нашей стране, вспоминается старая народная мудрость: «Кто старое помянет, тому глаз вон. А кто старое забудет, тому оба долой». Изучение истории политических репрессий балансирует на весьма тонкой грани: грешно поминать наше трагическое прошлое всуе. Но и забыть его нельзя, ибо общество не может вглядываться в будущее, не опираясь на опыт былых времен, в том числе и на горький опыт.
К счастью, в Республике Коми совместными усилиями государственных деятелей, ученых и общественности удалось найти эту «золотую середину». В 1997 году появилась уникальная программа «Покаяние». Год спустя стал издаваться не имеющий аналогов в России фундаментальный многотомный мартиролог «Покаяние» (вышло 13 томов в 22 книгах) мартиролога. В 1999 году был создан благотворительный общественный фонд жертв политических репрессий «Покаяние». Вокруг этого триединого «Покаяния» по зову души объединились политики, общественные деятели, представители бизнеса, специалисты-ученые, непрофессиональные историки-краеведы, священнослужители – люди разных профессий, возрастов, национальностей, вероисповеданий и политических взглядов. Два десятилетия работой фонда и подготовкой мартиролога руководил замечательный историк М.Б.Рогачев, скоропостижно ушедший из жизни в начале этого года. Мне довелось работать с ним и в нашем институте, и над мероприятиями фонда «Покаяние», который мне пришлось теперь возглавить».
Как отмечает Игорь Жеребцов, «ученые Коми (и молодые, и «в возрасте») плодотворно занимаются историей политических репрессий, показателем чего являются, в частности, публикации в зарубежных изданиях, среди которых изданные в Словакии (университет Матея Бела в Банской Быстрице) в 2017 и 2019 годах совместно с зарубежными учеными монографии «GULAG: IDEOLOGY AND ECONOMY OF FORCED LABOUR IN THE XX CENTURY» И «“SOCIALIST CITY”: IDEA AND ITS REALIZATION IN THE SOVIET UNION 1920’S AND 1930’S». Особое место занимают научные форумы, на которых обсуждались наиболее значимые аспекты истории политических репрессий и сопротивления несвободе в различные исторические периоды. Изначально проводимые как республиканские и региональные, эти форумы по своей научной и общественной значимости вскоре вышли далеко за пределы республики и европейского Севера, приобретя всероссийский, а затем и международный характер. Ученые из Белоруссии, Германии, Индии, Казахстана, Польши, Словакии, Украины, многих регионов России делились результатами своих поисков и находок, искали общие исследовательские подходы к решению важнейших научных проблем. Полтора года назад Институт языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН в содружестве с научными учреждениями, высшими учебными заведениями, общественными организациями и ведущими учеными различных регионов России и зарубежных стран начал цикл международных симпозиумов по общей тематике «Образ СССР для страны и мира: репрезентация Советского Союза 1930−1950-х годов в историографии, исторической памяти и исторической политике». Первый симпозиум из этой серии, посвященный «угольным» городам и поселкам Советского Союза («Репрезентация «угольных» городов и поселков Советского Союза 1930−1950-х годов. Образ Инты и СССР для страны и мира») состоялся в октябре 2019 года в Инте, Печоре и Сыктывкаре. Второй симпозиум состоится в Словакии».
Отмечая заслуги современников, важно не забывать тех, кто положил начало научным традициям. Кого можно назвать первым исследователем истории и культуры коми и когда начались подобные работы?
«На эти вопросы нет однозначных ответов. Даже если оставить без внимания преданья старины совсем уж глубокой (труды Геродота, Иордана, Ибн-Фадлана, отрывочные сообщения первых русских летописей…), то от фигуры Стефана, крестителя древних коми и первого епископа Пермского отмахнуться сложно. Уроженец Устюга, он изучил коми язык, в 1372 году в Ростове создал древнекоми письменность. Создание Стефановской азбуки стало выдающимся событием в истории коми культуры. На право считаться первым исследователем коми истории и культуры мог бы претендовать монах Епифаний Премудрый, автор труда «Житие святого Стефана, епископа Пермского», который можно было бы назвать первой работой, посвященной Коми краю. В конце XVI – начале XVII веков в Коми крае создавалась чрезвычайно интересная Вычегодско-Вымская летопись. Ее начал вести в 1586 году смотритель Усть-Вымской Михайло-Архангельской пустыни Мисаил. После его смерти летописание продолжил священник Усть-Вымской Благовещенской церкви Евтихий (по их именам летопись получила также название Мисаило-Евтихиевской). Составители летописи не только записывали события, современниками которых они были, но и использовали другие летописи и старинные исторические документы, поэтому этот труд охватывает период с конца XII до начала XVII века. Это был, пожалуй, первый свод данных по истории Коми края – но, разумеется, летописцы лишь фиксировали события, а не изучали их, не пытались (за редкими исключениями) как-либо объяснить их причины и следствия.
Часто начало научных исследований в Коми крае связывают с экспедицией под руководством академика И.И.Лепехина, работавшей в 1771-1772 годах, которая, действительно, имела огромное значение. Был сделан важный шаг в изучении региона: впервые начались специальные исследования природных богатств края и сбор материала об истории Коми, культуре и быте местных жителей (постройках, промыслах и других хозяйственных занятиях, одежде, народной медицине, фольклоре) силами российской академической науки.
А вот будущий академик А.М.Шёгрен, побывавший в Коми крае в 1827 году, во-первых, являлся «чистым гуманитарием» (филолог, этнограф, историк-демограф), а во-вторых, он сподвиг заниматься изучением коми языка весьма разношерстную группу местных жителей. Вот именно с этого – с визита Шёгрена и работы его последователей − и началась гуманитарная наука в Коми крае. За дальнейшее ее развитие следует сказать отдельное спасибо Императорскому русскому географическому обществу. Его руководитель П.И.Савваитов дважды побывал в Коми, изучал язык, опубликовал древние памятники коми письменности, в том числе азбуку Стефана Пермского. За «Грамматику зырянского языка» и «Зырянско-русский и русско-зырянский словарь» Академия наук присудила ему престижнейшую Демидовскую премию. В Усть-Сысольске (с 1930 года − Сыктывкар) сложился круг корреспондентов ИРГО, присылавших в Петербург свои краеведческие работы (многие из них хранятся сегодня в архиве Русского географического общества). Среди них были исследователь Печорского края промышленник В.Н.Латкин, автор серии публикаций по истории, этнографии и фольклору учитель истории края М.И.Михайлов, первый местный археолог С.Е.Мельников. На этом фоне развития краеведения в Коми крае во второй половине XIX – начале ХХ века появляются такие фигуры, как выдающийся калмыковед, исследователь языка коми и просветитель Георгий Лыткин, ученый-энциклопедист, создатель оригинальной философской теории «лимитизм» Каллистрат Жаков, всемирно известный социолог Питирим Сорокин, видный этнолог, антрополог и географ Василий Налимов. Однако они, конечно, коми-ученые по происхождению, но научная слава пришла к ним в то время, когда они жили и работали в российских столицах».
Игорь Жеребцов, говоря о традициях школы, заложенных в основание института, отметил научный вклад своего отца, занимавшегося этнографическими исследованиями:
«В начале XX века А.А. Цембер создал Усть-Сысольское отделение Архангельского общества изучения Русского Севера, в Усть-Сысольске организовали музей, затем архив, в 1922 году появилось Общество изучения Коми края, руководители которого (А.С.Сидоров и другие) изначально были настроены на теснейшее сотрудничество с Академией наук и стали инициаторами создания в 1934 году в Сыктывкаре Коми научно-исследовательского института краеведения. Вначале это было комплексное учреждение, а в 1938 году его преобразовали в Коми НИИ языка, литературы, фольклора и истории. Так в Коми появилось первое специализированное именно гуманитарное научное учреждение; можно сказать, окончательно завершился переход от краеведения к науке.
В 1944 году институт стал отделом Коми базы АН СССР, и гуманитарная наука стала уже не «наркомпросовской», как раньше, а академической. В нем быстро сложились профессиональные исследовательские группы лингвистов, историков, фольклористов… Основой группы этнографов стали два молодых кандидата наук − будущий профессор МГУ Лев Павлович Лашук и мой отец Любомир Николаевич Жеребцов, впоследствии много лет руководивший этнографическими исследованиями Коми филиала АН СССР. А это, по сути, и предопределило мою собственную биографию… Успехи гуманитариев Коми филиала АН СССР были очевидны, и уже в 1950-е годы не раз ставился вопрос о создании Института языка, литературы и истории. Но реализовать это удалось только в 1970 году».
По словам директора, одной из самых лучших научных школ института является лингвистическая школа, основанная выдающимся финноугроведом Василием Ильичем Лыткиным и развиваемая ныне его последователями. Оценивая достижения ученых другой сферы знания, Игорь Жеребцов замечает: «Археологи открыли десятки интереснейших памятников различных эпох, от палеолита до средневековья. Имя нашего опытнейшего археолога Элеоноры Савельевой хорошо известно специалистам в России и за рубежом. Труды этнографов, посвященные традиционной культуре народа коми и усть-цилёмов, их этнической истории, этнополитологии, неизменно пользуются огромным вниманием, успешно работают фольклористы и литературоведы».
Касательно исторической школы Коми, исследователь обращает внимание на трудности её становления и большие шаги в продвижении: «К историкам «второе дыхание» пришло, конечно, на рубеже 1980-х и 1990-х годов, когда открылись архивы и почили в бозе давно устаревшие идеологические догмы, мешавшие нормальной работе исследователей. Подтверждение тому – большая серия монографий, среди которых два издания фундаментальной двухтомной «Истории Коми с древнейших времен». Со второй половины 1980-х стали разрабатывать историко-демографическую проблематику. Поначалу эти вопросы я исследовал практически в одиночку, но в 90-е годы появились и другие специалисты, так что постепенно историческая демография в республике сложилась в самостоятельное и весьма серьезное направление научных исследований. Анализировать историко-демографические процессы в регионе невозможно, не имея достаточно полного представления об историко-географических реалиях прошлых веков, в первую очередь об истории административно-территориального деления – поэтому и эти сюжеты потребовалось изучать.
Сегодня никто не сомневается, что историческая демография состоялась в Республике Коми как самостоятельное направление науки, а Сыктывкар стал одним из признанных российских и европейских центров историко-демографических исследований: не случайно именно у нас издается единственный на постсоветском пространстве специализированный журнал «Историческая демография», регулярно проводятся научные форумы. (И, что греха таить, мне чрезвычайно приятно, что эта отрасль исторической науки в России и за ее пределами теперь отчасти ассоциируется и с моим именем). Вообще историческая демография и историческая география, по-моему, самые романтичные из «кабинетных» наук – ты, сидя за столом, обложась старинными и современными картами, многочисленными выписками из старинных манускриптов и мемуаров давно ушедших из жизни людей, мысленно по их следам путешествуешь по миру, пытаешься увидеть его таким, каким он был задолго до рождения твоих прадедов, и – если это удается – поведать об этом удивительном зрелище другим людям… Об этом можно писать не только монографии, но и поэмы!
Одно из относительно новых направлений, которое мы начали реализовывать – изучение истории повседневности. Дело в том, что, исследуя течение истории в глобальном масштабе (будь то на уровне страны или региона), мы уделяли мало внимания частной жизни человека, конкретным деталям организации его труда и отдыха. Институт стал выпускать серию сборников статей «Повседневная жизнь Коми края», затем − «Повседневная жизнь российской провинции». Думали вместе с коллегами из других регионов организовать на этой базе издание журнала, но всякого рода реформы, сотрясающие науку уже несколько лет подряд, пока не дают реализовать этот замысел. Очень важным мы считаем целенаправленный поиск и издание новых источников об истории и культуре коми и других народов европейского Северо-Востока: новые архивные документы (в первую очередь, писцовые и переписные книги и ревизские сказки XVII – XIХ столетий, экономические примечания к Генеральному межеванию), памятники фольклора, неопубликованное бесценное научное и литературное наследие выдающихся ученых и писателей, материалы этнографических, археологических и других экспедиций».
Как подчеркнул директор Института Игорь Жеребцов, «сегодня наш институт является одним из крупнейших центров финно-угроведения и гуманитарного североведения, ведущим исследовательским учреждением европейского Северо-Востока России в области исторических и филологических наук. Основные направления его работы сформировались довольно давно, и нет необходимости кардинально их менять. Наоборот, преемственность исследовательских традиций − одна из основ плодотворной научной работы новых поколений ученых. Как давным-давно было сказано мудрым человеком, «мы видели дальше других, потому что стояли на плечах гигантов».
Но, с другой стороны, каждый приходящий в науку человек привносит что-то новое, что-то свое в методику исследований, в способы оценки результатов и т.д. Гармоничное сочетание традиций с новациями и инновациями – залог успешного развития любой организации, а уж научной, в особенности.
Наш институт комплексный, объединяющий специалистов различных гуманитарных специальностей, и таковым он и должен оставаться. Все традиционно сложившиеся исследовательские направления должны сохраниться и динамично развиваться. Важно, что комплексность нашего института дает возможность проведения междисциплинарных исследований, являющихся в настоящее время весьма востребованными, и к проведению которых мы всё больше стремимся».
«Я являюсь одним из ответственных исполнителей плановой научно-исследовательской темы нашего института «Социально-политические, социально-экономические и демографические процессы на европейском Севере России (по материалам Республики Коми): новые источники и историография», которую выполняет отдел истории и этнографии (она должна быть завершена в нынешнем году). Кроме того, под моим руководством готовится фундаментальное издание «Историко-культурное достояние Республики Коми», в котором на фоне истории развития европейского Северо-Востока будут представлены богатства древней, традиционной и современной культуры Республики Коми, охарактеризованы объекты культурного и природного наследия региона и задачи их сбережения и популяризации. Этот труд большого коллектива авторов (историков, археологов, этнографов, литературоведов, лингвистов, фольклористов и работников культуры) планируется издать в этом году. К столетнему юбилею Республики Коми (22 августа 2021 г.) намереваемся с группой моих коллег-историков выпустить серию монографий «История Сыктывкара – столицы Республики Коми».
Одновременно (уже «в одиночестве») работаю над несколькими научно-популярными книгами по региональной истории: «Сто видных деятелей коми истории и культуры», «Вспомним день вчерашний» (хроника событий, происходивших в Республике Коми в XXI веке), переизданием историко-демографического справочника «Где ты живешь» о населенных пунктах Республики Коми. Я убежден в том, что популяризация научных знаний вообще и гуманитарных, в частности, важна чрезвычайно. В стране много (и правильно!) говорят о необходимости воспитания патриотизма. А с чего начинается это воспитание? Да с понимания ребенком того, что его «малая родина» имеет интереснейшую и славную историю. Что в его (или в соседнем) доме, в его деревне, поселке или городе обитали замечательные люди, много сделавшие для того, чтобы жизнь здесь (и не только здесь) стала лучше и веселее. Что его предки достойно живут, трудятся, сочиняют чудесные песни и пишут прекрасные картины на этой земле уже сто, двести, триста лет. И что знать об этом, гордиться этим совершенно естественно и правильно. И популяризация научных, гуманитарных, исторических знаний как раз и позволяет доступно рассказать об истории и культуре Республики Коми, построить надежный фундамент для воспитания будущих искренних, знающих граждан и патриотов нашей общей Родины. Для национального региона это особенно важно.
К сожалению, в нынешней системе оценки работы ученых научно-популярные работы не учитываются. То ли значения популяризации исторических знаний в гражданском воспитании не понимают, то ли не считают такое воспитание важным, поэтому жалеют на него деньги. Но должно быть понятно: если жалеть средства на то, чтобы как следует учить, воспитывать наше подрастающее поколение, то быстро найдутся те, кто охотно, не жалея средств, будет учить наших детей и внуков своему, чуждому для нас пониманию уроков истории…», – Игорь Жеребцов поделился научными планами и посетовал на недооценку значения популяризации знаний по истории и культуре Республики Коми.
Каковы перспективы и острые проблемы современного этнодемографического и этнокультурного развития народов европейского Северо-Востока?
«В последние десятилетия в демографическом развитии европейского Северо-Востока России наметились тревожные тенденции. Население Республики Коми с каждым годом уменьшается (а до конца 1980-х годов оно неизменно росло) и стареет; молодежь (да и не только она) уезжает в более благоприятные для жизни (в климатическом и социальном планах) регионы. Необходима разработка новых концептуальных подходов к демографическому развитию региона, учитывавших бы, помимо всего прочего, и многовековой опыт проживания человека в этом регионе. Анализ динамики роста народонаселения на протяжении длительного времени, процесса формирования исторически сложившейся структуры поселений, связей историко-демографического развития Коми республики с природно-климатическими и социально-экономическими факторами имеет сегодня важное значение не только для исторической науки, но и для поиска путей решения дальнейшей судьбы всего огромного Севера России.
В наше время вопросы, связанные с демографическими и этническими процессами, часто вызывают обостренный интерес. Не секрет, что порой именно различные аспекты истории этнодемографического развития кладутся в основу поисков решения тех или иных существующих проблем. И в этом плане чрезвычайно важны строгие и взвешенные научные оценки специалистов, много сил отдавших их изучению. Исследовательский опыт, знания гуманитариев Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН чрезвычайно актуальны и значимы, востребованы не только научным миром, но и государственной властью, обществом в целом. В многонациональной Республике Коми, с ее многовековым опытом совместного (и, особо это подчеркну, бесконфликтного) проживания разных народов, особенно хорошо понятна важность этой работы. Мы активнейшим образом сотрудничаем и с общественными организациями, в первую очередь с представителями национально-культурных автономий, объединяющих живущих в Республике Коми белорусов, немцев и представителей других народов», – обозначил ключевые задачи для поддержания региона директор Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН Игорь Жеребцов.
Обширная разноплановая работа отечественных ученых, посвященная проблемам исторической демографии и истории освоения Севера европейской России, в частности, этнографии Республики Коми, включая популяризаторскую деятельность, главным образом, направлена на сохранение культурного достояния, привитие интереса к региональной истории и региональному краеведению и дальнейшему развитию уникальных этнических сообществ региона.
Источник: https://scientificrussia.ru/articles/narody-evropejskogo-severo-vostoka-obrashchenie-k-istokam