Коми ученые открыли научному миру молодежные бесчинства и обряд “отстреливания крыльев” невесты (ИА “Комиинформ”)
Уникальные сведения о фольклорных традициях русского населения, проживающего в Верховьях Печоры, удалось собрать ученым из Коми. Печорский фольклорный отряд под руководством старшего научного сотрудника, заведующего сектором фольклора института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН Юлии Крашенинниковой побывал в исследовательской экспедиции с 21 июня по 3 июля.
Об итогах экспедиции Ю. Крашенинникова доложила на расширенном заседание Ученого совета ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН. По ее словам, отряду удалось поработать в четырех населенных пунктах на территории двух сельсоветов Троицко-Печорского района. Исследование было направлено на изучение фольклорных традиций русского населения Коми в образованных ими населенных пунктах – в поселке Якша, селе Курья, деревнях Волосница и Пачгино. Эти поселения были основаны русскими крестьянами-переселенцами из Чердынского края Пермской губернии и обрусевшими коми-пермяками в начале 18-го века.
Фольклористы из Коми научного центра впервые побывали на этой территории, где, за исключением двух давних экспедиций Пермского университета, которые состоялись в 1980-ые годы, никого из научного мира не было. К тому же пермских этнографов не интересовала фольклорная культура местного населения.
“Нам удалось собрать прелюбопытные материалы, несмотря на то, что традиции уходят в прошлое, – отметила Ю. Крашенинникова. – Поселения мельчают, местные жители стараются вывезти своих пожилых родственников в Якшу, поэтому большую часть своих информантов мы нашли именно там, в местечке Заповедник. Традиции очень интересные, об этом можно судить хотя бы потому, что нашу статью, которую мы отправили в московский научный журнал, сразу же приняли в печать”.
Среди интересных находок: календарный обряд, который содержит в себе много перекличек с пермскими традициями. Фольклористами также зафиксирована достаточно редкая игра, характерная для русских традиций – “Носить покойника”, молодежные бесчинства, разнообразные гадания – с предметами, с животными, на судьбу. Большинство гаданий сопровождается фольклорными текстами, что для лингвистов имеет особое значение.
Выяснилось, что помимо Рождества Христова пиковыми точками в календаре являются Иванов день или Иван Купала, Ильин день и Покров. Все календарные праздники сопровождаются своеобразными приметами, запретами и предписаниями, на которые местные жители до сих пор ориентируются.
Экспедиции удалось собрать любопытные сведения по топонимики, в том числе легенды об основании населенных пунктов. Старожилы поведали учеными несколько версий возникновения названия поселка Якша и других поселений – Курьи, Волосницы.
“Мы столкнулись с оригинальным коллективным прозвищным фольклором. Было очень приятно, что люди могут объяснить, почему жителей тех или иных поселений так прозвали. Например, прозвище “челдон”. Так раньше называли коренных жителей – первопоселенцев из Пермского края. А наши информанты объясняли его так: “человек, пришедший из Дона”, то есть потомок донских казаков. Курьинских называют – “вочканята” или “вочканы” – это разновидность дрозда. Пачгинских называют “гвозди”, потому что они маленького роста и очень трудолюбивые. Усть-Уньинских называли “хлобыстальниками” от слова “хлобыстать”, то есть говорить громко. Жителей поселка Якша – снохачами, а деревни Светлый Родник – светлоглазыми ершами. Примечательно, что личные прозвища, в основном, передавались по женской линии”, – добавила заведующая сектором фольклора.
Как удалось установить отряду, в Верховьях Печоры придерживали такой свадебной традиции как “отстреливание крыльев”, что подразумевало “отстреливание” невесты от своего рода. Это достаточно архаичный мотив северорусских свадеб, который в текстах не представлен, но присутствует в этнографических сведениях.
Что касается похоронно-поминальных обрядов, то стоит отметить, что у старообрядцев в Верховьях Печоры существовал день, когда они ходили на кладбище и поминали самоубийц. В этот день проходил обряд дернения могил. Как объяснили старожилы, поселенцы “покрывали глаза мертвым, чтобы им стало тепло”. Дерном покрывали могилы только тех, кто умер до Пасхи, остальные – в следующем году.
Настоящей удачей Ю. Крашенинникова назвала сбор духовных стихов “Содом”, “Соловецкий монастырь” и других, которые были пропеты информантами, что случается довольно редко.
Источник: https://komiinform.ru/news/141189/#