Фольклорные традиции вишерских коми
Из экспедиции вернулись фольклористы Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН. Полевые исследования Корткеросским фольклорным отрядом в составе сотрудников сектора фольклора (к.филол.н., с.н.с. А.Н. Рассыхаев – нач. экспедиции, н.с. Л.С. Лобанова) проведены с 3 по 12 октября 2016 г. в с. Сторожевск Корткеросского района. Экспедиция проведена по плановой теме сектора «Фольклорные жанры Европейского Северо-Востока России: динамика развития, трансформации, классическое наследие и современные формы» с целью сбора фольклорных материалов. Обследование является продолжением работ, начатых Корткеросским фольклорным отрядом в селах Богородск (2012 г., 2015 г.), Нившера (2013 г., май и июнь 2014 г.) и Большелуг (2015 г.), когда изучались локальные фольклорные традиции вишерских коми.
Опрос информантов проводился по широкому кругу проблем современной полевой фольклористики. Наиболее репрезентативным оказался материал по устной несказочной прозе. Практически каждый опрошенный приводит ранее известные и многократно тиражированные версии происхождения топонимов Шойнаты и Сторожевск, пересказывая сюжеты преданий об озере Шойнаты (букв. Кладбище-озеро), где была затоплена убитая чудь, и о сторожевом пункте, охраняющем население от набегов разбойников или вогулов. Записаны также пересказы преданий о разбойниках Кӧрт-Айка из с.Корткерос и Юрка из с.Маджи, колдуне Тюве с Вишеры. На этом фоне живую традицию представляет рассказывание историй о сельчанах, которые наводят порчу на людей и скотину. В колдовстве подозревают не только уже ушедших в иной мир односельчан, но и ныне живущих, от которых пострадали родственники наших рассказчиков. В качестве продолжений этих историй старожилы приводят положительные случаи лечения у бабушек-знахарей («веськӧдчысь», «пывсьӧдчысь»). Записаны разнообразные былички о домовом («олыся», «вӧв дед»), баннике, водяном («васа», «вакуль»), нечистой силе, рассказы о гаданиях, сновидениях и снотолкованиях; в то же время не зафиксировано ни одного рассказа о лешем.
Наряду со сведениями, относящимися к истории и культуре села (коллективизация, повседневная жизнь колхозов, репрессии, войны, церковь), удалось записать фольклоризовавшиеся рассказы о событиях периода Гражданской войны и Великой Отечественной войны, разрушениях храмов, о Бисин Миш из с.Нёбдино – хитром человеке, обладающим гипнозом и постоянно убегающим от правосудия.
Довольно подробно в экспедиционных записях представлена похоронно-поминальная обрядность: зафиксированы представления, запреты и предписания, связанные с основными обычаями и обрядами. Зафиксированы народные представления о деревьях, птицах и устные рассказы о них. Интересные и редкие сведения получены по народной медицине (уринотерапия, лечение грыжи), народной кулинарии (терминология, рецепты) и скотоводческой традиции (система выпаса животных, клички). Новые данные записаны по этнографии детства и народным играм коми (игры с куклами, птичьими косточками, игры с монетами, палками и мячами).