Эстонцы узнали про коми домового (“Республика”)
В эстонском городе Тарту презентовали книгу «Фольклористика Коми: исследования и материалы». Сборник представили в Эстонском литературном музее во время конференции «Устное и письменное в культуре: контакты и конфликты».
Составителями и редакторами книги выступили научный сотрудник Эстонского литературного музея Николай Кузнецов и научный сотрудник сектора фольклора ИЯЛИ КНЦ УрО РАН Людмила Лобанова.
– Сборник посвящен современному этапу изучения коми фольклора учеными нашего института, – сообщила «Республике» Людмила Лобанова. – Это первый коллективный сборник исследований фольклористов Коми, изданный за рубежом, за это мы благодарим эстонских коллег.
Открывается сборник статьей Павла Лимерова о дуалистических сюжетах мифологии коми. Ирина Ильина и Олег Уляшев представили материал о становлении, предназначении и жизненном пути мужчины с точки зрения традиционных представлений коми-зырян. Анатолий Панюков пишет о происхождении и бытовании специфического явления в заговорной традиции коми – зауми. Статья Людмилы Лобановой посвящена изучению заговорно-заклинательных текстов скотоводческих обрядов. Юлия Крашенинникова анализирует коллекцию рукописных фольклорно-этнографических материалов в фондах Национального музея Коми. Рассмотрению текстов загадок из этой же коллекции посвящена статья Светланы Низовцевой. В статье Галины Савельевой представлена подборка коми географических песен. Алексей Рассыхаев подготовил материал о вызывании домового в детских играх.
– В традиционной коми духовной культуре сохранилась уникальная детская игра в вызывание домового, – рассказал Алексей Рассыхаев «Республике». – В своей статье я привел новые тексты, записанные в последние десятилетия. Судя по новым источникам, игра бытовала не только у вечегодских коми, но и у северных коми-пермяков. Игра не имеет аналогов в традициях других народов, однако близка с магически-игровыми вызываниями таких персонажей, как Пиковая дама, гномик, черти. Игра в вызывание домового начала исчезать уже в послевоенные годы, а окончательное забвение игры произошло в 1970-х годах.
По словам ученого, обращения к домовому в играх приобретают черты «детскости» – уменьшительно-ласкательные суффиксы. Например, Дедушко или Суседушка-братанушка. Иногда дети называют домового личными именами. В одном селе это Чилля Ёгор. А порой имена домового содержат черты заумности – например, Припетойин.
Также в сборнике Людмила Лобанова и Алексей Рассыхаев предлагают подборку устных рассказов о вишерском колдуне Тюве, зафиксированных в ходе экспедиций.
Книга вышла в серии академических изданий Sator. В интернете доступен ее электронный вариант.
Источник: http://respublika11.ru/2016/12/26/estontsyi-uznali-pro-komi-domovogo/