В Тарту вышла Мифология Коми на эстонском языке
В Тарту (Эстония) вышла «Мифология Коми» на эстонском языке. Руководитель издательского проекта: Марэ Кыйва (Eesti Folkloori Instituut). Переводчик с коми языка на эстонский язык: Николай Кузнецов (University of Tartu).
Первая русскоязычная версия «Мифологии Коми» была издана в Московском издательстве ДИК в 1999 году. Это был первый том в серии уральских мифологий (мифологий народов уральской языковой семьи), который был высоко оценен экспертами и стал эталоном для подготовки последующих томов (мифология мордвы, удмуртов, марийцев, эстонцев и т.д.). Над изданием работал авторский коллектив сотрудников Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН: д.филол.н. А.Н.Власов, к.и.н. И.В.Ильина, к.филол.н. П.Ф.Лимеров, к.филол.н. О.И.Уляшев, д.и.н. Ю.П.Шабаев, к.и.н В.Э.Шарапов, руководитель авторского коллектива к.и.н Н.Д.Конаков (04.12.1946 — 10.08.2010).
В 2003 г. вышла англоязычная версия издания, которая была издана Венгерской академией. Поскольку мифология получила признание широкого круга специалистов и была интересна не только этнографам и фольклористам, но и достаточно широкому кругу экспертов и заинтересованным читателям, поэтому в Эстонии также решили издать версию мифологии коми на эстонском языке. Эстонский институт фольклора осуществил перевод и подготовку к изданию эстоноязычной версии мифологии, которая была издана в конце 2015 года.
Выход нового издания высоко оценил заведующий сектором этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН, д.и.н., профессор Ю.П.Шабаев: «Довольно распространено представление о том, что миф – это некая культурная архаика, которая не имеет прямого отношения к современности. Иными словами, миф в обыденном сознании – это сказка, сказочное повествование о прошлом, об устройстве мира. Но, даже рассматривая миф как воображаемое, как сказание о нереальных событиях и явлениях, мы не можем не принимать во внимание значения мифов. В истории человечества мифы были важнейшей частью идеологии и культуры: они объясняли происхождение вселенной и человечества, они были основой ранних законодательных норм, они являлись осью мировоззрения ранних обществ. Но миф есть не только важнейшая часть культурного наследия – он крайне актуален и в современных обществах, которые также в немалой мере ориентируется на мифы, в том числе на политические мифы, которые оценены и описаны специалистами-политологами. Мифы рождаются постоянно и активно используются политиками для обоснования своих претензий на власть, культурными элитами для внедрения в жизнь своих идей и т.д. Таким образом, как общества прошлого, так и современная цивилизация живут в плену мифов».