Ученые ИЯЛИ принимают активное участие в мероприятиях Национального музея Республики Коми

Ученые ИЯЛИ принимают активное участие в мероприятиях Национального музея Республики Коми

19-20 июня 2017г. ученые Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН приняли участие в мероприятиях Национального музея Республики Коми.

19 июня 2017 г. зам. директора НМРК к.и.н. С.В.Бандура рассказала об участии музея в международном фестивале финно-угорской мультипликации, где были представлены 4 музейных мультфильма — «Званый вечер в Кибре», «Чукля»,  «Йиркап», «Девочка ростом с веретёнце», созданные в 2012-2016 гг. совместно с художником Алексеем Поповым. Всего на конкурс было подано 25 заявок от мультипликаторов из республик Эстонии, Коми, Марий Эл, Удмуртии, Карелии, г. Новосибирска. Жюри определило пять лучших мультипликационных фильмов. Одним из лауреатов стал Алексей Попов (Республика Коми) за лучший мультфильм для детей «Званый вечер в Кибре». С победой музейщиков поздравили директор ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН, председатель Ученого совета НМРК д.и.н. И.Л. Жеребцов, зам. директора ИЯЛИ к.и.н. И.О.Васкул.

Ученые ИЯЛИ принимают активное участие в мероприятиях Национального музея Республики Коми

20 июня 2017 г. в НМРК открылась выставка «Разные войны. Национальные школьные учебники о Второй мировой войне», ставшая результатом работы большого коллектива: рабочей группы «Историческая память и просвещение» Гражданского форума ЕС – Россия в тесном сотрудничестве с историками, деятелями гражданского общества, учителями истории и энтузиастами шести стран: России, Германии, Италии, Литвы, Польши, Чехии.

Ученые ИЯЛИ принимают активное участие в мероприятиях Национального музея Республики Коми

Экспозиция выставки включает в себя визуальный ряд: фотоснимки, карты, карикатуры, плакаты из учебников истории разных стран. Полистав страницы учебников, представленных на выставке, посетитель сможет самостоятельно сравнить, увидеть различие  и найти общее в освещении событий Второй мировой войны.

В день открытия выставки экскурсию провел один из создателей и куратор выставки Роберт Латыпов (Пермь), после чего состоялся круглый стол с участием историков, ученых, преподавателей, специалистов музеев и библиотек.

Ученые ИЯЛИ принимают активное участие в мероприятиях Национального музея Республики Коми

Заведующий сектором отечественной истории ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН к.и.н. М.В.Таскаев в выступлении на выставке отметил: «Учебники по истории СССР были тщательно отлакированы, в них ни слова не было о красном терроре, ГУЛАГе, воинственном атеизме и т.д. Сегодня, конечно, ситуация изменилась. На изучение Второй мировой войны в современной российской школе отводится где-то около 15 часов. Требования к знаниям учащихся изложены в Образовательном стандарте  в редакции 2015 г., согласно которому ученики должны знать, например, о роли СССР в войне: этапы, факты, знать, что такое геноцид, холокост, антифашистское сопротивление и т.д.

Выставка хороша тем, что представлены различные европейские учебники по истории ХХ века. Из них видно, что в германских школах, например, тщательно изучается нацизм (на курс отводится больше полгода). Школьники, сопоставляя данные и обозревая “живые” свидетельства нацизма, выносят самостоятельное мнение о фашизме и его преступлениях. Немецкая нация таким образом со школьных лет кается в преступлениях против человечества… По другому пути пошли итальянские педагоги. Они выбрали путь междисциплинарного воздействия на детские умы, история совмещена с социологией, литературой, биологией. Литовский учебник по истории подробно освещает советскую оккупацию, как они это называют, балтийских стран. В польском учебнике теме войны отведено максимально много страниц и времени (примерно половина материала по истории ХХ века  – это история Второй мировой войны и роли Польши в войне).

Ученые ИЯЛИ принимают активное участие в мероприятиях Национального музея Республики Коми

Выставка интересна, наглядно показывает абсолютно разные взгляды на освещение такой сложной темы, как Вторая мировая война. Понятно, что дилемма о правде в освещении войны продолжает оставаться актуальной во всех европейских странах в контексте национальной политики».