Ученые ИЯЛИ побывали лингвоэтнографической экспедиции в Пермском крае

Ученые ИЯЛИ побывали лингвоэтнографической экспедиции в Пермском крае

С 13 по 18 июня 2023 года состоялась лингвоэтнографическая экспедиция в Коми-Пермяцкий округ Пермского края: в п. Жемчужный, д. Мысы, д. Конопля, д. Сойга Гайнского района с участием научных сотрудников Института языка, литературы и истории ФИЦ Коми НЦ УРО РАН к.филол.н. Е.Н.Федосеевой, к.филол.н. С.А.Сажиной, к.и.н. В.В. Власовой.

Целью экспедиции было выявление современного состояния мысовско-лупьинского диалекта, сбор языкового и этнографического материала.

За период полевых работ опрошены информанты, хорошо владеющие коми-пермяцким языком, записано около 10 часов диалектной речи. Языковой материал зафиксирован на цифровые носители и представляет собой небольшие связные тексты на бытовую тематику.

Ученые ИЯЛИ побывали лингвоэтнографической экспедиции в Пермском крае

В результате экспедиционных работ выяснилось, что в настоящее время в п. Жемчужном, д. Сойга, Конопля и Мысы проживает около 80 носителей мысовского говора мысовско-лупьинского диалекта, носители верх-лупьинского говора после расформирования деревень верх-лупьинского куста переселились в п. Мыс-Лес, а после его закрытия переехали в основном в п. Верхний Будым и Кебраты. Таким образом, носители мысовско-лупьинского диалекта проживают в п. Жемчужном и окружающих его деревнях, в п. Верхний Будым и Кебраты, отдельные носители проживают в п. Гайны.

В языковом отношении диалект достаточно хорошо описан, но существовала необходимость в выявлении его современного состояния. Во время экспедиционных работ выяснено, что носителями являются не только старшее поколение, но и люди среднего и молодого возраста. Однако на территории исконного проживания – в п. Жемчужный и деревнях Мысы и Конопля – всего трое детей школьного возраста, поэтому диалект находится на грани исчезновения.

Ученые ИЯЛИ побывали лингвоэтнографической экспедиции в Пермском крае

В ходе экспедиции были собраны данные о религиозной обрядности в советский период, в частности о крещении детей и проведении праздничных (пасхальных) служб мирянами; людях, выполнявших священнические функции («попах»), погребально-поминальной обрядности, народных медицинских знаниях и представлениях. Зафиксированы предания о значимых локальных топографических объектах, устные рассказы об истории поселка, повседневной жизни в периоды существования колхоза, леспромхоза, проведена фотофиксация поселений, традиционных построек мысовско-лупьинских коми-пермяков.