Итоги экспедиции Печорского фольклорного отряда

Итоги экспедиции Печорского фольклорного отряда

Из экспедиции вернулись фольклористы Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН. Полевые исследования в составе сотрудников сектора фольклора (к.филол.н. Ю.А. Крашенинникова – нач. экспедиции, н.с. С.Г.Низовцева) проведены с 29 мая – 11 июня 2017 года в Троицко-Печорском районе Республики Коми.

Задача исследования состояла в сборе материалов, характеризующих фольклорную культуру русского населения Троицко-Печорского района РК по плановой теме сектора «Локальные фольклорные традиции Европейского Северо-Востока России: механизмы развития и адаптации, системы жанров, этнокультурное фольклорное взаимодействие». Данное полевое исследование направлено на изучение фольклорной культуры локальных традиций, сформированных на территории республики русскими переселенцами.

Итоги экспедиции Печорского фольклорного отряда

Методом сплошного обследования проводились работы в населенных пунктах Усть-Унья, Светлый Родник, Бердыш (входят в сельский совет Комсомольск-на-Печоре); выборочно опрашивались информанты Якшинского с/с (пос. Якша), Куръинского с/с (с. Куръя, д. Пачгино) и Комсомольска-на Печоре.

Итоги экспедиции Печорского фольклорного отряда

Участники экспедиции фиксировали материалы по многим исследовательским темам («Обрядовый фольклор», «Детский фольклор», «Заговорно-заклинательная поэзия», «Народное православие», «Календарная поэзия», «Устная проза», «Необрядовая лирика», «Малые жанры» и др.). Приоритетной была установка на работу по темам, касающимся разных аспектов духовной культуры северных русских, поскольку подобные наблюдения ценны в плане взаимодействия и взаимовлияния культур (русских, коми, манси) и позволят говорить о духовно-эстетических приоритетах, специфике жанровой системы и трансформации ее структуры, механизмах адаптации переселенческих фольклорных традиций.

Итоги экспедиции Печорского фольклорного отряда

Из сведения по календарной обрядности и фольклору уточнены данные по престольным праздникам, обрядам и жанрам, связанным с календарным циклом. Сведения о престольных праздниках (единичный термин: круговые) варьируют, в частности, в д. Пачгино – Рождество, д. Светлый Родник – Масленицу, д. Бердыш – Рождество, Троицу, д. Куръя – Успенье, Масленица, д. Волосница – Троица.

Итоги экспедиции Печорского фольклорного отряда

Дополнен список коллективных номинаций: жителей д. Пачгино звали пихтоеды (вероятно, появилось в 1940-е годы в связи с использованием в рационе большого количества пихты), жителей д. Усть-Унья – конееды (местные лошади были худыми и поджарыми), быкоеды (усть-уньинские жители резали бычков, выращиваемых в своем и близлежащих населенных пунктах), д. Светлый Родник – светлоконские, светлокони, светлоконские ерши, д. Бердыш – бердышане, жителей с. Якша – снохачи, снохоё.ы. Пополнена коллекция личных прозвищ (мест. терминология: обзЫвки).

Итоги экспедиции Печорского фольклорного отряда

Записан большой корпус текстов суеверной прозы о колдунах (мотивы: колдунья превращается в свинью (лягушку) и высасывает молоко у коров; насылает порчу на человека или животное; запирает или отбирает молоко у других коров для своей; тяжелая смерть колдуна, колдунья сажает бесов в человека, колдунья держит бесов в пестере, кормит бесов и др.); былички о проявлении феномена кликушества у местных жителей; былички, в которых фигурируют болотный дух, банник, водяной, соседко и др. Записаны суеверные рассказы о проклятых детях, которых водил леший; о том, как вержится и проч.; суеверные рассказы о гаданиях (мотив «последствия неправильного гадания»). Эсхатологические легенды о «конце света». Зафиксированы рассказы о кладах (мотивы «клад выходит из голбца в виде поросенка», «клад в виде коровы»), рассказы о снах и толкования сновидений, основанные на личных переживаниях.

Зафиксированы лечебные заговоры, присушки, заклинания от сглаза, канонические («Отче наш…», «Богородица Дева, радуйся…», «Символ веры») и неканонические молитвы на разные случаи жизни (св. Николаю, на выход из дома, на сон, на начало дня, при отправлении в дорогу, при входе в лес, св. Власию для сохранения скота).

Итоги экспедиции Печорского фольклорного отряда

Дополнены сведения о народной медицине, в частности, лечение родимца (эпилепсии) производили путем протаскивания больного через потный хомут лошади; лечение надсады (мест. править пуп) делали при помощи банок (глиняных, позднее – стеклянных); для лечения желтухи больного кормили лепешкой, в которую запекали вошь.

0 ответы

Ответить

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *