Итоги экспедиции Печорского фольклорного отряда
Из экспедиции вернулись фольклористы Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН. Полевые исследования в составе сотрудников сектора фольклора (к.филол.н. Ю.А. Крашенинникова – нач. экспедиции, н.с. С.Г.Низовцева) проведены с 29 мая – 11 июня 2017 года в Троицко-Печорском районе Республики Коми.
Задача исследования состояла в сборе материалов, характеризующих фольклорную культуру русского населения Троицко-Печорского района РК по плановой теме сектора «Локальные фольклорные традиции Европейского Северо-Востока России: механизмы развития и адаптации, системы жанров, этнокультурное фольклорное взаимодействие». Данное полевое исследование направлено на изучение фольклорной культуры локальных традиций, сформированных на территории республики русскими переселенцами.
Методом сплошного обследования проводились работы в населенных пунктах Усть-Унья, Светлый Родник, Бердыш (входят в сельский совет Комсомольск-на-Печоре); выборочно опрашивались информанты Якшинского с/с (пос. Якша), Куръинского с/с (с. Куръя, д. Пачгино) и Комсомольска-на Печоре.
Участники экспедиции фиксировали материалы по многим исследовательским темам («Обрядовый фольклор», «Детский фольклор», «Заговорно-заклинательная поэзия», «Народное православие», «Календарная поэзия», «Устная проза», «Необрядовая лирика», «Малые жанры» и др.). Приоритетной была установка на работу по темам, касающимся разных аспектов духовной культуры северных русских, поскольку подобные наблюдения ценны в плане взаимодействия и взаимовлияния культур (русских, коми, манси) и позволят говорить о духовно-эстетических приоритетах, специфике жанровой системы и трансформации ее структуры, механизмах адаптации переселенческих фольклорных традиций.
Из сведения по календарной обрядности и фольклору уточнены данные по престольным праздникам, обрядам и жанрам, связанным с календарным циклом. Сведения о престольных праздниках (единичный термин: круговые) варьируют, в частности, в д. Пачгино – Рождество, д. Светлый Родник – Масленицу, д. Бердыш – Рождество, Троицу, д. Куръя – Успенье, Масленица, д. Волосница – Троица.
Дополнен список коллективных номинаций: жителей д. Пачгино звали пихтоеды (вероятно, появилось в 1940-е годы в связи с использованием в рационе большого количества пихты), жителей д. Усть-Унья – конееды (местные лошади были худыми и поджарыми), быкоеды (усть-уньинские жители резали бычков, выращиваемых в своем и близлежащих населенных пунктах), д. Светлый Родник – светлоконские, светлокони, светлоконские ерши, д. Бердыш – бердышане, жителей с. Якша – снохачи, снохоё.ы. Пополнена коллекция личных прозвищ (мест. терминология: обзЫвки).
Записан большой корпус текстов суеверной прозы о колдунах (мотивы: колдунья превращается в свинью (лягушку) и высасывает молоко у коров; насылает порчу на человека или животное; запирает или отбирает молоко у других коров для своей; тяжелая смерть колдуна, колдунья сажает бесов в человека, колдунья держит бесов в пестере, кормит бесов и др.); былички о проявлении феномена кликушества у местных жителей; былички, в которых фигурируют болотный дух, банник, водяной, соседко и др. Записаны суеверные рассказы о проклятых детях, которых водил леший; о том, как вержится и проч.; суеверные рассказы о гаданиях (мотив «последствия неправильного гадания»). Эсхатологические легенды о «конце света». Зафиксированы рассказы о кладах (мотивы «клад выходит из голбца в виде поросенка», «клад в виде коровы»), рассказы о снах и толкования сновидений, основанные на личных переживаниях.
Зафиксированы лечебные заговоры, присушки, заклинания от сглаза, канонические («Отче наш…», «Богородица Дева, радуйся…», «Символ веры») и неканонические молитвы на разные случаи жизни (св. Николаю, на выход из дома, на сон, на начало дня, при отправлении в дорогу, при входе в лес, св. Власию для сохранения скота).
Дополнены сведения о народной медицине, в частности, лечение родимца (эпилепсии) производили путем протаскивания больного через потный хомут лошади; лечение надсады (мест. править пуп) делали при помощи банок (глиняных, позднее – стеклянных); для лечения желтухи больного кормили лепешкой, в которую запекали вошь.