На обсуждение: От горького наследия «эффективных менеджеров» к возрождению Коми (БНКоми)

На обсуждение: От горького наследия «эффективных менеджеров» к возрождению Коми (БНКоми)

Доктор исторических наук, профессор Юрий Шабаев по просьбе БНК поделился своими размышлениями о новейшей истории и перспективах Коми. Выносим эссе ученого на обсуждение.

…Вспоминается начало 2014 года, когда все мы почувствовали себя счастливыми и гордыми от того, что живем в самой замечательной части страны. Тогда в республике фактически началась избирательная кампания, закончившаяся в сентябре того же года триумфальной победой В.Гайзера. Республиканские СМИ несколько месяцев подряд рассказывали жителям республики о мудрости действующей власти, о ее успехах и о грядущих победах. В это время в моей голове рождался вполне очевидный образ. На лекциях я говорил студентам-политологам, что республика мне представляется пряничным домиком, внутри которого сидит волшебник. Наш «волшебник» теперь, в самом деле сидит, но только не в пряничном домике. А республика расхлебывает горькое наследие «эффективных менеджеров».

Бегство жителей

В Дальневосточном федеральном округе с 1989 г. население сократилось на четверть и такая ситуация почти официально называется демографическим кризисом. В Коми (как и в Мурманской области) за тот же период жителей стало на треть меньше и никто на это не обращает внимания.

Если в конце советской эпохи в городах и районах республики проживали 1 миллион 261 тысяча человек, то к 1 октября 2016 только 852 тысячи. За шесть лет, прошедших после переписи населения 2010 г., число жителей РК сократилось на 50 тыс. человек. По прогнозам Росстата, к 2031 году численность жителей Коми может уменьшиться еще на 260 тысяч.

Мы наблюдаем сегодня массовое бегство людей из республики. Но несколько лет назад, когда В.Гайзер встречался в Кремле с президентом Путиным, бывший глава вдохновенно рассказывал первому лицу страны, что численность население в республике растет. Наш волшебник был еще и фантазером. Или просто лжецом? Когда за спиной нет реальных успехов, их надо придумывать. Небольшой естественный прирост населения, который тогда был в республике, решено было выдать за рост численности населения. Между тем, эта численность ежегодно убывала на 8-10 тыс. человек.

Убывать будет и далее. В 2010 г. мы провели опрос в региональных столицах европейского севера: в Мурманске, Архангельске и Сыктывкаре, которые можно считать самыми благополучными городами своих регионов. Везде треть опрошенных сказала одно и то же: они хотели бы уехать за пределы своего региона. А среди молодежи 18-25 лет 51% ответивших на вопросы нашей анкеты заявили о своем твердом намерении уехать из своих городов, в том числе из Сыктывкара. Последующие опросы молодежи республики только подтвердили эти настроения.

Логичен следующий вопрос: почему уезжают или собираются уехать из Коми молодые люди, хорошие специалисты, бизнесмены? Все просто – республика уже полтора десятилетия откровенно стагнирует.

Статистически все выглядело не так уж и плохо, ибо деньги в республику вкладывались и не такие уж малые. Но куда шли инвестиции? В основном в «трубу», т.е. в строительство газотранспортного коридора с Ямала в центр страны. Еще вкладывались деньги в Сыктывкарский ЛПК (Монди), в строительство торговых комплексов. А традиционные отрасли хозяйства приходили в упадок: закрывались шахты, леспромхозы, заводы и фабрики. В Сыктывкаре уже нет механического завода, швейной и двух мебельных фабрик, кирпичного завода. Такая же ситуация в других городах.

Республика перестала быть индустриальным регионом, где на рынке труда велика потребность в высококвалифицированных кадрах. У нас правят бал торговля и транзит. Поэтому резко изменился рынок труда. Если не принимать во внимание заявки вахтовиков, то рынок вакансий выглядит очень убого: больше всего требуется продавцов, мелких клерков и разнорабочих. Такой рынок труда непривлекателен для современной молодежи, которая дружит с компьютерами, очень амбициозна, хочет хорошо зарабатывать и делать карьеру. В магазине карьеру не сделаешь, а потому молодые люди едут искать счастья там, где есть хоть какие-то перспективы.

Но помимо того, что современное состояние экономики и социальной сферы республики неизбежно выталкивает из нее молодежь и высококвалифицированных специалистов, оно не способствует росту благосостояния жителей РК.

Бедность

Мы привыкли считать, что в Коми население в целом живет побогаче, чем в других регионах страны. И за длинным рублем многие в советские годы ехали именно в нашу республику. Но и это в прошлом. Бумажная (статистическая) заработная плата растет в республике даже условиях кризиса ударными темпами (непонятно как) и ее уровень выше среднероссийской, хотя большая часть жителей недоумевает по поводу такой высокой зарплаты, они ее никогда не получали.

Но если сравнивать средние доходы на душу населения в РФ в целом и в Коми (даже официальную статистику), то практически никакой разницы нет (в 2015 г. в Коми доход на душу населения был всего на 3 тыс. рублей выше, чем в РФ), однако цены на продукты питания, товары повседневного спроса у нас на 20, 30 и даже 50 процентов выше, чем в средней полосе России. А цены на услуги могут быть выше вдвое-втрое. При этом потребности в сбалансированном питании, в одежде, в качественном отдыхе на севере существенно больше. В итоге получается, что жители Коми живут беднее среднестатистического россиянина!

Официальная статистика, которая не всегда точна, подтверждает это. Так в 2015 г. доля людей с доходами ниже прожиточного минимума (т.е. официально признаваемых бедными) в РФ в целом составляла 13,3% населения, а в Коми – 14,6%. Правда, официальный прожиточный минимум власти регионов устанавливают сами и часто при этом исходят не из реальных потребностей людей, а из возможностей регионального бюджета. Так в начале 2015 г., когда республикой руководил еще В.Гайзер, прожиточный минимум в Коми был установлен в размере чуть превышавшем 10 тысяч рублей. А в соседней Архангельской области этот минимум в тоже время был на 3 тысячи больше, хотя область живет нисколько не богаче, чем Коми. А жить простому человеку в Воркуте и Инте, пожалуй, тяжелее, чем в Архангельске и Северодвинске. Уровень реальной бедности власти откровенно пытались занизить.

Надо учитывать еще и субъективный уровень бедности, т.е. сколько людей сами себя считают бедными. По данным наших предыдущих опросов, уровень субъективной бедности превышает официальные показатели вдвое. Это означает, что бедных должно быть очень много, да это и не нужно доказывать, поскольку бедность заметна уже невооруженным глазом – люди на улицах стали выглядеть беднее.

За первые десять месяцев 2016 г., по данным текущей статистики, реальные доходы населения Коми сократились на 10%, но они сокращались и в 2015, и в 2014 годах, т.е. уже три года подряд. И это не случайно, ибо падение объемов производства продолжилось в 2016 г. В Коми оно оказалось более значительным, чем в 2015 году.

Народ беднеет, поэтому вынужден влезать в долги. Жители республики берут слишком много кредитов, а потому уровень закредитованности населения республики существенно превышает средний по стране уровень. БНК сообщало, что долги населения уже составили сумму эквивалентную трети годового бюджета республики (21,5 млрд рублей).

В долгах не только простые граждане, но и предприниматели, и сама республика, ибо рост ее бюджетного дефицита в 2016 г. оказался одним из самых высоких по стране. Несбалансированность бюджета порождает потребность во все новых и новых заимствованиях, и республика все больше погружается в долги. Это стало следствием того, что пятнадцать лет были фактически потеряны, и хозяйственный комплекс республики не модернизировался, не осовременивался, а потому он очень зависим от изменений на рынке и не имеет достаточного запаса прочности. Это архаичный комплекс сырьевого типа, и сегодня необходимо начинать глубокую модернизацию экономики республики.

Преступность

Там, где процветает бедность и где сложная экономическая ситуация, как правило, не все хорошо и с общественным порядком. И действительно с 2013 г. в республике наметилась тенденция к значительному росту преступности. Правоохранители говорили, что это временное явление и все скоро наладится, но рост продолжался. Наконец, в минувшем году появилась обнадеживающая статистика, поскольку по официальным данным число зарегистрированных преступлений снизилось на 10%, и кое-кто поспешил заявить об успехах в деле борьбы с преступностью. Но наших оптимистов тут же поправили на совещании, которое состоялось в Петербурге в декабре 2016 года. Там было отмечено, что Коми был и остается самым криминальным регионом СЗФО (1886 преступлений на 100 тыс. жителей), но главное, что в нем отмечен резкий рост тяжких преступлений. Количество убийств и покушений на убийства в 2016 г. возросло на треть, значительно выросло число экономических преступлений.

Но самое печальное, что в республике наблюдается катастрофический рост наркопреступности среди молодежи. По официальным данным с 2012 по 2015 гг. она выросла в 20 раз! А в 2016 г. в связи с реорганизацией УФСКН и передачей функций борьбы с наркотиками в ведение МВД ситуация еще более усложнилась. Республика вдобавок ко всему становится и местом небезопасным для жизни.

Гражданская разобщенность

И при В.Торлопове, и при В.Гайзере не предпринималось никаких усилий, чтобы укреплять гражданское единство жителей республики, чтобы формировать климат доверия между представителями разных национальностей и формировать привлекательный образ ЕДИНОГО РЕСПУБЛИКАНСКОГО СООБЩЕСТВА. Наоборот очень часто гражданское сообщество РК представители власти в своих речах делили на две разнокачественные группы: на «коренной народ» и «некоренное население». Но деление на такие группы есть путь к культурному расизму, о чем сказано в декларации ЮНЕСКО «О расе и расовых предрассудках», принятой еще в 1978 году. Там подчеркивается, что никаких культурных иерархий (подобных вышеназванной) быть не должно, и они должны быть осуждены.

Для доказательства выдвинутого тезиса сошлюсь на республиканскую конференцию «Единой России», состоявшуюся в начале 2011 года. На ней уже в качестве главы РК выступал В.Гайзер. И он тогда сделал заявление, которое нельзя прощать серьезному политику. А именно: он заявил, что главная забота властей республики – это удовлетворение интересов коренного народа, т.е. коми. При всем уважении к коми (как к народу), надо сказать, что данное заявление прямо противоречило исторической правде и было антиконституционным. Политик должен знать и историю края, и законы страны, в которой он живет (и уважать их). Совсем не случайно поэтому в прошлом году в интернет-изданиях была опубликована статья Артура Приймака «Как Республику Коми довели до этнократии». Можно не соглашаться с выводами автора, но само появление статьи симптоматично и свидетельствует о неких опасениях, которые имеют место в республиканском сообществе.

Многоэтничность (или многокультурность, многонациональность) сформировалась в Коми исторически и никакого избранного (или главного) народа, который обладает особыми правами на данную территорию, быть не может. Север республики около 1000 лет назад первыми освоили ненцы, затем туда пришли русские, потом – коми. Восток, т.е. территории нынешних Троицко-Печорского и Усть-Куломского районов еще в средние века заселяли ханты и манси (остяки и вогулы). С присоединением Коми земли к Московскому государству эти территории стали заселяться русскими и коми. Запад всегда был этноконтактной зоной, а первое постоянное русское поселение (Пожегское городище) появляется на территории Коми в 12 веке. Нетрудно понять, что называть один народ «коренным» значит выступать против исторической правды. Но кроме того, в Конституции РК (а равно и РФ) прямо сказано, что все граждане обладают равными правами, а потому интересы одной группы населения не могут выделяться как приоритетные, власть должна заботиться обо всех жителях республики В РАВНОЙ МЕРЕ (Конституция РК, статья 17, Конституция РФ, статьи 17 и 19).

Но гражданское единство не определялось как приоритетная цель и не случайно поэтому оба названных выше политика ни разу в своих речах не говорили о российской нации, о том, что все мы в этой стране прежде всего ее граждане – россияне, а потом уже ненцы, коми, русские, татары (если хотим себя называть этническим именем). Не говорили ни Торлопов, ни Гайзер о российской нации и необходимости укреплять общероссийскую идентичность и гражданское единство россиян, а равно и жителей республики. Между тем президент страны говорит о российской нации, начиная с 2004 года. Тем самым вольно или невольно (по недомыслию) наши бывшие лидеры ставили себя в идейную оппозицию президенту.

Возникает вопрос: почему никто из местной политической элиты не возражал лидерам, не указывал на ошибки и прямое пренебрежение российской Конституцией. Мои студенты, которые вынуждены подрабатывать, часто говорили о том, что пренебрежение российскими законами стало характерным для многих работодателей республики, некоторые из которых прямо говорили, что им плевать на российские законы. Такая ситуация сложилась не случайно – пример подавали сами первые лица.

Снисходительность к «шалостям» власти

Когда арестовали В.Гайзера многие местные депутаты, чиновники, общественники говорили о том, что они ничего не знали о творящихся в РК безобразиях, что прежние лидеры – достойные люди. Это откровенная ложь.

После того, как в 2001 г. Ю.Спиридонова сменил на посту главы РК В.Торлопов многим очень быстро стала очевидна его управленческая несостоятельность. А потому уже в 2003 г. родилась идея «возвращения в большую политику» Ю.Спиридонова, и кампания по избранию его депутатом Госдумы шла под лозунгом «Спиридонов, спасай республику!»

Тогда изменить ситуацию не удалось, несмотря на предпринимаемые усилия. Более того, началась последовательная зачистка «политического поля» республики от сторонников Спиридонова и формирование лояльного Торлопову, а затем и В.Гайзеру политического класса республики. Кого-то подкупили должностями, кого-то выгодными заказами. Поэтому местные политики и так называемые общественники снисходительно смотрели на «шалости» власти. А не знать об этих шалостях было невозможно.

Многие независимые СМИ, с которыми и В.Торлопов и В.Гайзер последовательно боролись, публиковали нелицеприятные материалы о деятельности республиканских лидеров. И кстати, впервые о махинациях с томографами и о том, что большущую партию этих сложных и дорогостоящих медицинских аппаратов (цены на которые повсеместно завышали с согласия властей) поставила в РК фирма, принадлежащая зятю Торлопова, я услышал от депутатов Госсовета. Знали не только о томографах, но и о том, что собой представляет Фонд развития Республики Коми, о фактах крышевания бизнеса и т.д. Знали и молчали, тем самым фактически вступая в сговор с теми, кто нарушал закон. Если ты ответственный политик, то ты не должен молчать, – это я говорю по своему опыту депутатства в начале 1990-х годов.

Очевидна необходимость радикального обновления политического класса республики. Должны уйти не только те, кто проворовался, но и те, кто не хотел видеть того, что твориться в РК.

Везде «свои люди»

Есть и более серьезная причина для того, чтобы начать решительное обновление кадров. Эта причина кроется в неэффективности управленческих структур Коми. Несколько лет назад кафедра политологии и международных отношений СГУ совместно с питерскими исследователями изучила кадровый состав государственной службы республики. Подводя итоги проекта, пришлось констатировать, что при формировании кадрового состава очень большую роль играют не деловые качества претендентов, а различные неформальные практики. Иными словами, там, где можно пристроить свата, брата, кума и «своего человека» это делается охотно. Ну как, к примеру, можно объяснить тот факт, что В.Гайзер настоял на назначении ректором СГУ, т.е. главного вуза республики, бухгалтера (правда, бывшего), у которой не было ни научных достижений, ни опыта вузовской работы, ни глубоких знаний.

И такая ситуация повсеместно. До разорения доведен Лесной институт. Журнал «Эксперт» в прошлом году опубликовал рейтинг кафедр (не вузов, а только кафедр!) российских вузов. И ни одна кафедра ни одного из вузов республики (ни одна вузовская специальность) не только не заняла какого-то места в этом рейтинге, но и вообще в него не попала. Это не случайно, ибо ни вузы, ни наука в РК не получают должной поддержки властей.

Для примера можно привести Мордовский университет, который лет 15 назад ничем не отличался от СГУ. Но при поддержке региональной власти сегодня он добился статуса исследовательского университета, здесь созданы полтора десятка инновационных лабораторий, власти помогли построить роскошный новый главный корпус МГУ.

Но печальное положение у нас не только в сфере образования. Такая же ситуация и во многих других сферах социальной и хозяйственной жизни. Особенно настораживает аховое положение в аграрной сфере: сажать картофель хозяйства перестали, поголовье коров сократилось с 1989 г. в Коми почти в семь (!!!) раз, а производство молока – в четыре и теперь мы обеспечены собственными продуктами питания лишь на 30%.

А о чем свидетельствует недавняя авария на Воргашоре, которую неделю не могли ликвидировать и заморозили сотни людей. В заполярном городе соответствующие службы должным образом не подготовились к зиме, а власти проявили преступную беспечность и не проконтролировали ситуацию.

Сегодня началось обновление кадрового состава власти, но пока лишь на республиканском уровне и явно не так решительно, как этого требует ситуация. На мой взгляд, надо и на республиканском, и на муниципальном уровне последовательно обновлять кадры и непременно омолаживать их, ибо нужны люди амбициозные, со свежим и современным взглядом на жизнь, умеющие отойти от бумажной рутины (заменив ее электронным документооборотом) и сосредоточиться на реальном управлении. Безответственные и консервативные управленцы, демагоги во власти и откровенные карьеристы должны быть заменены технократами, т.е. людьми дела. Без этого, думаю, республику не вытянуть из болота, в которое ее загнали «гонимые лидеры».

Ничего нового

Самостийные адвокаты подследственных республиканских политиков со мной не согласятся. Но давайте посмотрим, что сделано этими политиками, какие перспективы для республики они предлагали.

Все, что предлагалось реализовать для блага населения Коми, было придумано еще во времена Спиридонова, его последователи ничего радикально нового для развития республики предложить не смогли.

Идея Белкомура родилась в эпоху Спиридонова и при нем же началось строительство, но шесть километров уложенных при нем рельсов, при преемниках были сняты и сданы в металлолом, хотя о Белкомуре как уже о почти состоявшемся проекте они говорили постоянно. Но правда в том, что нет никакой ясности относительно возобновления этого проекта.

Идея создания нефтетитанового комплекса на Яреге принадлежит тоже администрации первого главы РК, она частично реализована ЛУКОЙЛом.

Идея создания глиноземно-алюминиевого комплекса в Сосногорске и Печоре родилась тогда же, но ни обогатительную фабрику, ни алюминиевый завод так и не стали строить, ограничившись рудником. Идея создания лесопромышленных кластеров опять же родом из 1990-х и ее никак толком не могут реализовать.

При Спиридонове в Сыктывкаре построили кардиоцентр. Что построили при преемниках? Торговые центры в интересах федеральных ритейлеров, которые активно вытесняют с рынка местных предпринимателей и небольшие торговые заведения. Баланс никак не пользу «эффективных менеджеров», которым после 2001 г. была доверена судьба республики. Их усилиями доля республики в общем объеме производства СЗФО резко сократилась (с 12 до 9%), а перспективы стали совсем туманными.

Возрождение

Сегодня надо действительно «возрождать республику», и потому я согласен с тем, что программа на предстоящие годы, предложенная С. Гапликовым, названа «Возрождение республики». Идеи в программе верные, и они вселяют надежду.

Я полагаю, что предложенный путь развития через создание территорий опережающего развития верен, но, думаю, что такие территории надо создавать не только в Княжпогостском районе, но и на севере – в районе Инты и Воркуты, на востоке республики, ибо депрессия охватила в последние годы многие районы РК.

Надо активно привлекать в республику инвестиции и решительно диверсифицировать ее хозяйственный комплекс, делая его более современным и мобильным.

Надо, видимо, помимо традиционных отраслей развивать лесохимию, камнеобработку (Полярный Урал – это база для нее), производство клееных деревянных конструкций и т.д., думая и о создании более высокотехнологичных производств, ибо развитые страны начинают переход к новому технологическому укладу, а хозяйственный комплекс республики остается крайне архаичным.

Пока активность новой власти обнадеживает, но перед ней стоят очень непростые задачи. Ибо привлекать инвестиции в условиях кризиса в регион, где издержки производства изначально выше, чем в более южных регионах страны (а потому и выше доля убыточных предприятий) крайне сложно.

Хотелось бы надеяться, что команда новых менеджеров с этим справится. И жителей Коми остается вдохновить лишь надеждой, поскольку и минувшие полтора десятка лет, и нынешние реалии особо не радуют.

 

Источник: https://www.bnkomi.ru/data/doc/59202/