Талисманами “Ыбицы” стали полубоги с древнего бронзового зеркала (Комиинформ)
Талисманами мультифестиваля “Ыбица”, который состоится 15 августа в Сыктывкаре, стали мифологические образы предков современных жителей Республики Коми. Уникальный артефакт сыктывкарские археологи нашли недалеко от села Усть-Цильма в конце XX века, рассказали журналистам на пресс-конференции организаторы “Ыбицы”.
Как сообщила генеральный директор компании “Ыбица продакшн” Анна Манюк, велись долгие поиски исторических корней, с которыми можно было бы связать современный фестиваль. “К спортивному фестивалю “Ыбица” мы начали с эпохи мезолита и лыжи Йиркапа, потом вернулись в палеолит для праздника “Черинянь гаж” в Печорском районе. Сейчас мы пришли в эпоху раннего железного века”, — отметила она и рассказала, что в ходе недавнего визита в Сыктывкар известной московской кутюрье Алисы Толкачевой при посещении археологического музея Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН обратили внимание на артефакт ананьинского периода — бронзовое древнегреческое зеркало. Сохранившиеся рисунки на нем были использованы для создания образов талисманов “Ыбицы-2015”.
Как рассказал заместитель директора ИЯЛИ КНЦ, археолог Игорь Васкул, артефакт был найден при раскопках Шиховского могильника в конце 1990-х годов, могильник находится на левом берегу реки Печоры напротив деревни Гарево, в окрестностях села Усть-Цильма. “Шиховской могильник уникальное явление на Крайнем Севере России, другого такого нет. Мы работали там шесть сезонов, изучили 50 могил. Впервые были найдены погребения в лодках. Найдено большое количество предметов в пермском зверином стиле, первая ложка найдена… Это были непростые погребения, это были могилы людей с особым социальным статусом, — отметил он. — Находка, ставшая символом “Ыбицы”, относится к V-III векам до нашей эры. Предмет вырезали из бронзового зеркала: валик по краю обрезали, ручку отломали, по окружности пробили дырочки — и получилась бляха. Использовалось ли это как зеркало — сложный вопрос. Подобные предметы были приняты в культуре местного населения и использовались в культовых целях. Место производства — северное Причерноморье, где были древнегреческие колонии”.
На бывшем зеркале древние жители Коми края изобразили четыре фигуры зверолюдей.
Как рассказал ведущий научный сотрудник сектора фольклора ИЯЛИ, кандидат филологических наук Павел Лимеров, центральной фигурой композиции является образ человека-медведя, обозначающий космическую вертикаль и указывающий направление Север-Юг. Он занимает также верхнюю часть пространства, что говорит о его небесном происхождении — этот мотив присутствует в фольклоре обских угров, у коми была записана легенда о том, что медведя изгнали с неба за какую-то провинность. Образы человека — хищной птицы (коршуна) и человека-соболя расположены по бокам, внизу изображен ящер.
“Видимо, мы имеем дело с кланом медведя, который имел главенствующее положение в этом обществе, периферийные образы также имеют медвежью символику — у них у всех медвежьи когти, то есть, они были в подчиненном положении”, — пояснил ученый.
По его словам, подобная символика может отражать экзогамные отношения между кланами-родами, когда мужчины из клана медведя брали жен только из другого определенного клана, например, коршуна, те, в свою очередь, женились на девушках из клана соболя, а представители последнего обращались за невестами в клан медведя. “Так общество соединялось”, — уточнил этнограф.
Медведь, по мнению П.Лимерова, был полубогом-получеловеком и мыслился родоначальником клана и культурным героем. “Мне кажется, идея была хорошая — представить площадку на фестивале — то самое общество, которое существовало здесь 2000 лет назад, погрузиться в ту эпоху”, — подчеркнул он.
Подробности: http://www.komiinform.ru/news/126182/