Игорь Жеребцов: «История Коми полна любопытнейшими сюжетами» (Республика)
В преддверии 1 сентября в Коми вышел в свет новый учебник для восьмых и девятых классов республиканских школ «История Коми в XVIII – начале ХХ века. 8-9 классы». Над учебником работал авторский коллектив под руководством директора Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН, председателя совета отделения Российского исторического общества в Республике Коми доктора исторических наук Игоря Жеребцова. О новом учебнике историк рассказал «Республике».
– Насколько я помню, раньше учебника истории Коми для 8-9 классов просто не существовало.
– Действительно, отдельного школьного учебника или учебного пособия для этих классов никогда не было. Раньше издавался один общий учебник (учебное пособие) по всему курсу истории Коми с древности до современности для всех классов начиная с седьмого. Для предшествовавших классов учебников по коми истории не было.
Если не ошибаюсь, первое издание пособия «Наш край в истории СССР» появилось только в 1960-х годах. Это была тоненькая брошюрка в бумажной обложке. В 1970-1980-е годы Коми книжное издательство выпустило несколько изданий учебного пособия «Наш край в истории СССР. Пособие для учащихся 7-10 классов школ Коми АССР» (напомню, в школах было тогда 10 классов, а не 11, как сейчас). Эти книжки были уже побольше по объему и в картонном переплете. Готовил их коллектив авторов под руководством известного историка Тамары Беленкиной, воспитавшей не одно поколение учителей и исследователей родной истории. Оформление и формат книги были однотипными, а объем со временем менялся – но не в сторону увеличения, как, наверное, должно было бы быть (новые десятилетия, новые события), а наоборот. Так, в 1974 году учебное пособие насчитывало 168 страниц, в 1987-м осталось уже только 144 страницы. Главное внимание в пособии уделялось борьбе трудящихся за свои права против угнетателей в дореволюционные времена и строительству социализма и коммунизма в советский период истории.
Очень хорошим дополнением к школьному пособию советского времени стала брошюра Леси Федоровой «Знаете ли вы историю своего края?», подготовленная в Коми республиканском институте усовершенствования учителей и выпущенная Коми книжным издательством в 1975 году. На ее 72 страницах содержались разнообразные задания для школьников (викторины, кроссворды и так далее). К сожалению, эта очень полезная работа позднее не переиздавалась.
В 1994 году появилось первое постсоветское учебное пособие для учащихся средних учебных заведений «История родного края», чуть больше по объему (207 страниц) и немного разнообразнее по содержанию. Выпустило его Коми книжное издательство. Готовилось пособие под руководством доктора исторических наук Афанасия Турубанова коллективом авторов, в числе которых был и я.
В 2000 году московское издательство «ДиК» опубликовало учебник для общеобразовательных учебных заведений «История Республики Коми. 7-11 классы», подготовленный под руководством замечательного ученого и педагога Михаила Рогачева коллективом ученых Института языка, литературы и истории Коми научного центра. Это был первый и до сих пор единственный именно учебник, а не учебное пособие, весьма объемистый (447 страниц), разнообразный по материалам, иллюстрированный картами. Изложение событий доводилось в нем до 1985 года. Кроме того, то же издательство в 1997 году издало атлас исторических карт и рабочую тетрадь по истории Коми (подготовленные под руководством доктора исторических наук Элеоноры Савельевой и Михаила Рогачева) – также по сей день единственные, не выпускавшиеся ни до, ни после. В 1998 году в том же издательстве вышло пособие для учителей «Занимательно об истории и культуре Республики Коми». Мне довелось быть соавтором всех этих четырех изданий, а работой над последним – даже поруководить.
Естественно, в учебниках и пособиях сложно, да что там – практически невозможно было учесть разницу в возрасте школьников седьмого и десятого-одиннадцатого классов, в восприятии ими материала. Между тем очевидно, что для старшеклассников можно и нужно было давать более сложный и разносторонний материал, оставляющий место для раздумий, обсуждений, дискуссий. Да и само преподавание следовало бы начинать не в седьмом классе, а раньше. Понятно, что происходило это не от желания авторов этих изданий, а от состояния финансирования, всегда недостаточного или вовсе отсутствовавшего.
Для профильного республиканского министерства региональная история традиционно являлась чем-то «полупрофильным», даже не второстепенным, а каким-то «пятистепенным». К сожалению, по моим личным ощущениям (хорошо, если я ошибаюсь), так остается и поныне. Когда наш институт и Коми республиканская типография в 2021 году выдвинули идею выпуска серии из трех учебников по истории Коми (а в придачу к ним – атласов, рабочих тетрадей, сборников различных заданий, книг для чтения, тематических пособий для учителей), республиканский минобраз на первых порах горячо поддержал ее и даже обещал профинансировать издание трех учебников в течение трех лет. По крайней мере, так говорил один из заместителей министра на нашем совещании с участием ученых и издателей. Однако вскоре обещания благополучно позабылись, и министерство даже не сочло нужным известить ученых об отказе от своих планов.
К счастью для нашей системы образования, типография нашла спонсорскую поддержку компании, оказавшейся заинтересованной в историческом просвещении подрастающего поколения. А ученые ИЯЛИ встретили полное понимание в Коми республиканском институте развития образования, совместно с которым были подготовлены примерная образовательная авторская программа для учащихся шестых-девятых классов и тексты двух учебных пособий. Участие работников КРИРО – кандидата исторических наук Наталии Русеевой и кандидата педагогических наук Евгения Полякова в работе над учебными пособиями я особо подчеркну, поскольку именно они сделали подготовленный учеными текст об истории и культуре Коми края настоящим учебником, со всеми необходимыми для учебного процесса заданиями.
Новые учебные пособия отличаются и этим хорошо продуманным учебно-методическим аппаратом, и более обстоятельным материалом для изучения по некоторым вопросам (например, по XVIII столетию текст в два с половиной раза больше, чем в учебнике 2000 года, не говоря уже про более ранние издания), и великолепным иллюстративным рядом. Мне даже говорили, что иллюстраций многовато – но я с этим не согласен. Вместе с тем при подготовке учебных пособий мы, разумеется, старались учесть и все лучшие наработки предшествовавших изданий, особенно учебника 2000 года.
В результате нашей совместной работы, самыми непосредственными участниками которой являлись работники типографии – литературный редактор Наталья Мельникова и дизайнер Маргарита Беллон, в 2022-2023 годах были изданы два учебных пособия: «История Коми с древнейших времен до конца XVII века» для шестых-седьмых классов и «История Коми в XVIII – начале ХХ века» для восьмых-девятых классов – оба по 224 страницы, прекрасно иллюстрированные.
Работа над учебниками доставляла мне искреннее удовольствие – наконец-то сбывалась давнишняя мечта, ведь о необходимости таких изданий говорилось более десяти лет. Например, на первом съезде историков Республики Коми в 2015 году такой пункт внесли в резолюцию. Авторские коллективы были немаленькими (по семь человек), но мы прекрасно находили взаимопонимание по всем вопросам – и при написании текстов, и при подготовке изданий. Кроме меня авторами первого учебного пособия стали Игорь Васкул, Виктор Карманов, Евгений Поляков, Наталия Русеева, Элеонора Савельева, Олег Уляшев, авторами второго – Ольга Бондаренко, Ирина Лейман, Евгений Поляков, Наталия Русеева, Михаил Таскаев, Валерий Шарапов.
Отмечу, что издание новых учебных пособий вовсе не исключает использование учебника 2000 года. Напротив, учитывая несопоставимые тиражи – свыше десяти тысяч экземпляров учебника 2000 года и одной тысячи экземпляров нового учебного пособия (пособие 2022 года выпущено тиражом 2500 экземпляров), – в школах можно и нужно пользоваться учебником 2000 года, в котором, кстати, отдельные сюжеты (история Усть-Сысольска, некоторые аспекты традиционной культуры и культурной жизни XIX – начала ХХ века) рассмотрены несколько подробнее. Кроме того, в учебнике 2000 года рассмотрены и те исторические периоды, которые пока остались за пределами новых пособий: Первая мировая
война, революция и гражданская война, советская эпоха.
– Будет ли готовиться учебник коми истории для 10-11 классов?
– В конце прошлого года была разработана программа по истории Коми для десятых-одиннадцатых классов, охватывающая период с Первой мировой войны до современности, включая специальную военную операцию. Особое внимание в программе уделено событиям Великой Отечественной войны. Гораздо более подробно планируется рассмотреть историю республики в послевоенные советские десятилетия. Если в учебнике 2000 года была только одна глава «Коми АССР во второй половине 1940-х – 1980-е годы» (17 страниц) и события в ней доводились до середины 1980-х годов, то новая программа предполагает три главы: «Коми АССР во второй половине 1940-х – 1950-е годы», «Коми АССР в 1960-1980-е годы», «Развитие культуры, науки и спорта в 1946-1991 годах». Программа предполагает также изучение современной истории Республики Коми. Этому планируется отвести две главы нового учебного пособия: «Общественно-политическая жизнь и социально-экономическое развитие Республики Коми на рубеже веков» и «Социокультурное пространство Республики Коми в конце XX – начале XXI века».
На основе программы должно быть подготовлено соответствующее учебное пособие, в числе создателей которого, я надеюсь, будут неизменные авторы этого большого проекта Наталия Русеева и Евгений Поляков, а также мой давний друг, коллега и соавтор многих трудов Михаил Таскаев. Очень рассчитываю на то, что Министерство образования и науки Республики Коми более активно поддержит этот проект и не только утвердит программу, но и окажет помощь с финансированием, чтобы можно было издать учебное пособие тиражом три-четыре тысячи экземпляров. В начале этого года мы подавали в минобраз заявку на грант на издание нового пособия, переиздание двух первых (2022 и 2023 годов), подготовку серии других учебных пособий (атласов, рабочих тетрадей и прочих), но безуспешно.
Как бы то ни было, мы с Михаилом Таскаевым этой осенью планируем подготовить основной текст учебного пособия по истории Коми 1914-2024 годов. Что будет дальше, не знаю. Понадобится ли кому-нибудь этот текст? Важна ли и интересна ли для кого-нибудь (кроме авторов и немногочисленных энтузиастов-просветителей), например, история участия воинов из Коми края в защите Отечества во время Первой мировой и Великой Отечественной войн, в Афганской
войне, восстановлении конституционного порядка в Чечне, в специальной военной операции на Украине?
В последние годы много говорят о необходимости сохранения исторической памяти, патриотического воспитания, очень важной частью которого является историко-патриотическое воспитание. Хотелось бы, чтобы за словами следовало и дело. Необходимо целенаправленное и регулярное ведение работы, направленной на историко-культурное воспитание, утверждение в обществе социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, формирование уважения к историческому и культурному прошлому России, Республики Коми на основе углубления знаний об историческом опыте и необходимости его учета в настоящем, истории государственности и ее переломных моментов, исторических и культурных вехах, ратных подвигах, научных, культурных, экономических и иных свершениях, народных традициях и обычаях. Чрезвычайно важное (наверное, определяющее) место в этом процессе занимает сфера исторического образования – не только школьного, но и дошкольного, вузовского. К слову сказать, до сих пор нет ни одного вузовского учебника (пособия, курса лекций) по истории Коми. Несколько лет назад я предлагал подготовить такое издание, но…
Думаю, что имеет смысл подготовка и издание хотя бы небольших пособий для школ в муниципалитетах – по местной истории. Мы только что завершили работу над книгой по истории Койгородского района «На земле Койгородской» и на ее основе планируем подготовить учебное пособие для школ по истории района. В наших планах также подготовка школьного пособия по истории Сыктывкара, книжки рассказов по истории города для младшей школы и дошкольников.
– Как можно заинтересовать школьников историей Коми края?
– История Коми полна любопытнейшими сюжетами, способными заинтересовать не только учащихся средних и старших классов, но и младшеклассников и дошкольников. Яркие книжки с короткими увлекательными рассказами могли бы стать востребованными пособиями для воспитателей детских садов и учителей младших классов. Уверен, что истории про водившихся в регионе доисторических животных, первых древних людей, коми землепроходцев и полярных мореходов, подвиги наших воинов в разные исторические эпохи не оставили бы детей равнодушными.
– Что, на ваш взгляд, самое интересное в истории Коми XVIII – начала ХХ века?
– Сельским школьникам, я уверен, будут прежде всего интересны сведения о том, когда были основаны их родные деревни и села, когда в них появились школы, библиотеки, медицинские учреждения. Наверное, у многих вызовет интерес участие жителей коми края в Отечественной войне 1812 года, в Крымской, Русско-турецкой и Русско-японской войнах. Очень важными событиями той исторической эпохи стали организация нефтепромысла на Ухте и создание чугунолитейных и железоделательных заводов на Сысоле.
Для меня как ученого, конечно, особенно интересна история зарождения и развития научных исследований в регионе. А разве не интересно, как в Усть-Сысольске создавался театр, чему учили в школах и какие они были, да и вообще, чем занимались люди в те далекие от нас времена, какую одежду носили, в каких домах жили, какие книги читали…
– Нужно ли увеличить количество уроков по истории Коми края?
– Школьная программа обширна, все школьные предметы важны, это очевидно. Мне лично хотелось бы, чтобы истории в школах было больше – и не только коми, но и российской, всемирной. Конечно, любой учитель-предметник объяснит, что этого делать нельзя без ущерба для преподавания его предмета, и будет прав. Но, наверное, наступило время понять, что сознание важнее знания. Сознание – знание (комплекс, система знаний), общее для группы людей, для граждан страны, объединяющее их. И именно история (не алгебра, физика, химия, биология – при всем моем глубочайшем уважении к этим и другим наукам) в этом комплексе является системообразующим фактором. Мы научились (при всех издержках и недостатках и советского, и современного образования) подготовке знающих школьников, пора научиться растить сознательных. А без должного уровня преподавания истории большой и малой родины, а также истории соседних и дальних стран это невозможно.
Разумеется, дело не только в образовании. Нужна действенная система исторического просвещения, популяризации научных знаний (а не псевдоисторической белиберды). Отделение Российского исторического общества в Республике Коми разработало проект республиканской программы исторического просвещения, историко-патриотического воспитания и обеспечения преемственности традиционных духовно-нравственных ценностей «Историческая память». Ее цели: сохранение и межпоколенческая ретрансляция исторической памяти; обеспечение преемственности традиционных духовно-нравственных ценностей; изучение и популяризация социально-политической и историко-культурной жизни России, Республики Коми в различные исторические эпохи; увековечение памяти и популяризации подвигов героев, деятельности видных исторических личностей; восстановление исторической правды и социальной справедливости, противодействие попыткам искажения и фальсификации исторических фактов.
На наш взгляд, в современных условиях сохранение исторической памяти – это не только проявление уважения к прошлому, но и гарантия единства народа и суверенитета России в будущем. Попытки переписать, перелицевать российскую и мировую историю становятся все более явными и имеют очевидную цель – разобщить, лишить ориентиров российское общество. Необходимо поставить прочный заслон искажению истории, насаждению мифов, размыванию ценностей. Крайне важно сформировать адекватную мировоззренческую позицию россиян, особенно молодежи, по отношению к ключевым вехам истории России и ее регионов. Основой российской национальной идентичности были и остаются преемственность поколений, верность традициям, высокие духовно-нравственные ориентиры. В их число, безусловно, входит и историческая память. К нашему сожалению, проект программы «Историческая память» пока не вызвал ожидаемого интереса.
Беседовал Артур АРТЕЕВ
Фото автора
Пособие состоит из шести глав: «Административно-территориальное устройство и население Коми края в XVIII веке», «Экономика Коми края в XVIII веке», «Коми край в первой половине XIX века», «Коми край во второй половине XIX века», «Коми край в начале XX века», «Развитие культуры в XVIII – начале XX века». В приложении помещены перечень важнейших дат истории Коми края XVIII – начала XX века и список дополнительной литературы по этому периоду истории Коми края. Авторы учебника дают школьникам различные подсказки, как работать с учебным пособием. Создатели издания придумали визуальные обозначения вопросов и дополнительных заданий к учебному материалу. Например, школьники смогут не только проверить свои знания, отвечая на вопросы учителя, но и пройти рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем», «Работаем с картой», а также выполнить тематические проекты.
Учебное пособие разработано в соответствии с примерной образовательной программой учебного предмета «История Коми края» для обучающихся 6-9 классов основного общего образования на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Предназначено для обучающихся 8-9 классов образовательных организаций Республики Коми. Материал учебного пособия направлен на формирование представлений учащихся об истории Коми в XVIII – начале ХХ века. Учебное пособие содержит сведения об основных событиях политического, социально-экономического, историко-демографического и культурного развития региона в тесной взаимосвязи с ключевыми историческими общероссийскими процессами.
Источник: https://respublika11.ru/2024/08/23/igor-zherebtsov-istoriya-komi-polna-lyubopyitneyshimi-syuzhetami/