Вышел учебно-методический справочник «Российская многонациональность/многокультурность в курсе гуманитарной подготовки учащихся российской системы образования»

Вышел учебно-методический справочник «Российская многонациональность/многокультурность в курсе гуманитарной подготовки учащихся российской системы образования»

В издательстве Российского государственного гуманитарного университета издан учебно-методический справочник «Российская многонациональность/многокультурность в курсе гуманитарной подготовки учащихся российской системы образования», автором которого является заведующий сектором этнографии Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН, профессор, д.и.н. Ю.П.Шабаев.

Многочисленные опросы и наблюдения показывают, что уровень этнологической и этнополитической грамотности не только государственных служащих, но и всего населения, а особенно молодежи, крайне низкий. Это является следствием того, что система этнологического и этнополитического просвещения в стране практически отсутствует. У граждан и учащихся есть лишь отдельные, фрагментарные и при этом весьма противоречивые знания о стране, в которой они живут, а точнее об ее этнической истории и ее культурном многообразии.

С тем, чтобы начать широкий процесс этнологического и этнополитического просвещения россиян и был задуман указанный учебно-методический справочник. Он  начинается с краткого очерка этнической истории России, в котором показано, что  изначально, т.е. с создания российской государственности в 862 г. страна существовала и развивалась как союз разных культурных групп, ибо само приглашение варяжского князя Рюрика править на Руси  было инициировано, согласно летописным сведениям, двумя славянскими племенами (кривичами и словенами) и тремя финскими (или финно-угорскими, как говорят ныне). А покорение Сибири и превращение России в мощную евроазиатскую державу было совместным предприятием многих народов. Кстати, в первом походе Ермака в Сибирь в 1581 г. участвовали преимущественно коми-зыряне и казанские татары (и представители некоторых других этнических групп).

В справочнике даны сведения об этническом составе страны в целом и представлены краткие словарные статьи о самых крупных народах страны и тех народах, именем которых названы различные национально-государственные образования. При этом эти статьи не носят характер так называемых «этнографических консервов» или «этнографических гербариев», как это имеет место с большинством справочников о народах России. В описаниях народов упор сделан на актуальную и политически значимую информацию, характеризующую проблемы постсоветского развития разных народов и национально-государственных образований.

Отдельный раздел посвящен анализу общих принципов современной российской этнополитики, которую обычно называют государственной национальной политикой. Представлен анализ стратегии российской этнополитики и даны разъяснения по поводу трактовки ключевых понятий, используемых в этой сфере внутренней политики, таких как «автономия», «групповые права», «коренные народы», «национальность», «национальное государство», «нация», «раса», «расизм», «этническая группа», «этничность», «геноцид» и др.

Затем представлено краткое описание языковой классификации народов мира и указано, какие языковые семьи доминируют на территории России.

Последняя часть справочника очевидно носит конструктивно-прикладной характер и призвана решать не только просветительскую задачу, но помогать в построении образовательных курсов в школах, колледжах и университетах, которые должны способствовать этнокультурному и этнополитическому просвещению молодого поколения россиян.

Вышел учебно-методический справочник «Российская многонациональность/многокультурность в курсе гуманитарной подготовки учащихся российской системы образования»