УНИКАЛЬНАЯ НАХОДКА (Российская академия наук Уральское отделение РАН)
В первой половине августа экспедицией Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН под руководством Е.В. Попова проводилась археологическая разведка в бассейне р. Вишеры с целью мониторинга состояния выявленных ранее объектов археологического наследия, для уточнения сведений о них, определения их современного состояния и планирования мероприятий по обеспечению их сохранности. Во время осмотра территории могильника Юванаяг на р. Нившера (правый приток р. Вишера), на склоне боровой террасы напротив старых раскопов были обнаружены уникальные вещи — остатки железного шлема и бронзовая миска. Металлические миски, подобные найденной в нынешнем году, ранее встречались на других курганных могильниках, а вот шлем — единственная, не имеющая до сих пор аналогов находка на европейском Северо-Востоке.
Могильник Юванаяг — один из восьми известных на территории Республики Коми некрополей с курганными насыпями над погребениями. В археологии европейского Северо-Востока подобные могильники — «отзвук» Великого переселения народов: масштабных миграций, перекроивших этническую карту Евразии и положивших начало эпохе раннего средневековья в Европе. Этот короткий период V–VII вв. н.э. стал одним из самых ярких и загадочных в древней истории Республики Коми. В погребениях курганных могильников найден богатый инвентарь, не характерный для культуры местного населения — оружие и защитное снаряжение, украшения из бронзы, драгоценных металлов, стекла, поделочных камней, янтаря, культовые и престижные вещи. Весь облик погребального инвентаря говорит о том, что вещи принадлежали людям, стоявшим на более высокой ступени развития, чем обитавшие в то время на Вычегде группы охотников и рыболовов. Их след тянется с территории Верхнего Прикамья, откуда они пришли во второй половине V в. н.э. Однако в погребениях европейского Северо-Востока отсутствовали некоторые категории вещей, присущие аналогичным могильникам Прикамья.
Чем древнее эпоха, тем более универсальным является оружие — его используют как на охоте, так и на войне. Лишь немногие виды вооружения используются исключительно в боевых действиях. И в первую очередь к таким изделиям относятся металлические шлемы.
Во все времена шлем являлся одним из важнейших элементов защитного вооружения воина. Металлический доспех — достаточно элитарная и дорогая категория инвентаря, поскольку он наиболее трудоемок и сложен в производстве. Зачастую доспехи, именно ввиду своей дороговизны, передавались по наследству, потому шлемы в погребальных памятниках достаточно редки. Однако их находки в прикамских курганных могильниках позволяли предполагать возможное существование аналогичных вещей и в захоронениях на территории Республики Коми, хотя археологическими раскопками данные не подтверждались. И лишь спустя более 30 лет изучения курганных некрополей эта загадка была решена находкой на могильнике Юванаяг.
Могильник Юванаяг датируется концом V – началом VI вв. н.э. Он был открыт и исследован Л.И. Ашихминой в 1986–1988 гг. На могильнике выявлено девять курганов высотой до 0,6 м и 23 погребения. Он оставлен первой волной переселенцев с территории Верхнего Прикамья — небольшой группой хорошо вооруженных воинов-всадников.
Среди погребений могильника выделяется одно, сильно разграбленное уже в древности, с лежавшей на дне кольчугой. Не исключено, что найденные в ходе мониторинга остатки железного шлема с бронзовыми накладками, сваренного из нескольких сегментов, также относятся именно к этому погребению. С затылочной стороны шлема сохранилось несколько колец, указывающих на то, что к нему крепилась кольчужная сетка-бармица, защищающая шею воина.
Учитывая отсутствие традиции использования местным населением доспехов, инокультурное происхождение шлема несомненно. Поиск аналогий уводит нас на территорию Вятско-Камского междуречья. Здесь сфероконические шлемы являются наиболее многочисленной группой среди боевых наголовий, однако бармицы встречены только на прикамских экземплярах середины I тыс. н.э. О точных аналогах шлема, найденного на Юванаяге, пока неизвестно.
Вероятно, в конце IV в. н.э. на территорию Вятско-Камского междуречья пришла небольшая группа воинов-мигрантов. Пока что можно предположить несколько путей появления этих шлемов в лесной полосе европейской части России: источником могло быть как позднесарматское население Причерноморья, так и группы гуннского населения из Азии, потеснившего его. Дальнейшие исследования технологии изготовления, состава металлов и морфологических особенностей позволят ответить на вопрос о месте изготовления шлема.
Е.В. Попов,
старший лаборант отдела археологии ИЯЛИ,
А.Л. Белицкая, младший научный сотрудник отдела археологии ИЯЛИ
Источник: http://uran.ru/node/6989