Ученые ИЯЛИ побывали в фольклорно-этнографической экспедиции в НАО
Научные сотрудники Института языка, литературы и истории Коми НЦ УРО РАН А.Н. Рассыхаев и В.Э. Шарапов в качестве приглашенных специалистов были участниками фольклорно-этнографической экспедиции в деревню Щелино Ненецкого автономного округа. Экспедиция проведена с 22 по 30 июня 2023 г. с целью сбора полевого материала по традиционной духовной культуре ижемских коми.
Участники экспедиции: с.н.с. сектора фольклора ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН к.филол.н. А.Н. Рассыхаев, в.н.с. сектора этнографии ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН к.и.н. В.Э. Шарапов, зав. отделом коми культуры Этнокультурного центра НАО О.М. Коцюбанская (руководитель группы), оператор И.С. Рочев.]
Щелино – небольшая деревня на левом берегу р.Сула – левого притока р.Печоры. В настоящее время проживает около 50 человек, в деревне есть ФАП, библиотека, клуб, детский сад, часовня. По устным рассказам, основана тремя братьями-кузнецами Филипповыми из деревни Усть-Ижма Ижемского района Республики Коми в 1911 г. На месте деревни раньше был выселок жителей Усть-Цилемских селений. Кроме рыболовства и охоты жители занимались оленеводством, затем – животноводством. После весенних подтоплений и смыва берегов жители перенесли дома на новое место – подальше от берега на возвышенное место в лесу, которое называют на коми языке Ягді – букв. «лесной остров».
Гостеприимность, открытость гостям и особенность зазывания гостей на коми языке «пыролі!» (заходи!) способствовали закреплению за щелинцами коллективного прозвища – «пырасъяс» (пырасы). Кроме того, за низкорослость жителей деревни называли морошками.
Во время экспедиции собраны новые материалы по устной несказочной прозе. Записаны предания об основании деревни, былички о лешем (ягса – лесовик, Гӧрд сарапана – в красном сарафане), водяном (вауса), мифологические рассказы о нечистой силе, устные рассказы о сновидениях, чудесных явлениях икон. Весьма интересны семейные предания, рассказы о появлении в годы Великой Отечественной войны «переселенцев» – жителей Кировской и Горьковской областей, приехавших на рыбный Север, чтобы спастись от голода.
Календарная обрядность представлена записями об обычаях, предписаниях и запретах, связанных с народными праздниками. Так, на святках дети обходили дома ряжеными и собирали гостинцы, молодежь «хулиганила» – опрокидывала сани, осыпала золой дорожку от дома девушки до дома парня, стучала в окна и т.д. На Пасху было принято устанавливать качели разных типов, красить яйца и христоваться – трижды поцеловаться с родственниками. Если же отказывались отвечать «Воистину воскресе!» и поцеловаться, их лицо мазали сажей. Замечали, что на Благовещение всегда прилетали вороны.
По игровой культуре записана новая информация об играх с птичьими косточками, в городки, лапту, прятки, догонялки, карты и т.д. Особой популярностью пользовалась игра в догонялки, которая в щелинской традиции называлась игрой в голик (гӧлихен ворсэм). Выбранный водящий должен был догнать убегающих игроков, свалить с ног и ударить по спине голиком. Пойманные игроки помогали ловить остальных. Зафиксированы разнообразные считалки и дразнилки на русском языке.
Во время поездки опрошены 18 информантов среднего и старшего возрастов (1950–1968 г.р.). Интервью записаны цифровым диктофоном. Общее количество аудиозаписи – 15 часов. Сделано более 500 снимков (информанты, здания и дома, постройки, фотокопии старинных снимков, различных предметов и т.д.). По итогам поездки будет подготовлен короткометражный фильм о деревне Щелино.
Фольклорно-этнографические экспедиция по сбору полевого материала о традициях и быте коми-ижемцев Ненецкого автономного округа проводилась по приглашению и финансовой поддержке ГБУК «Этнокультурный центр НАО». Экспедиция проходила в рамках научно-исследовательского проекта «Коми олӧм» («Жизнь коми») и финансировалась по государственной программе НАО «Развитие культуры и туризма». Проект начал свою работу в 2014 г. Ранее материалы были записаны в дер. Волоковая и г. Наръян-Мар (2014 г.), пос. Каратайка (2015 г.), пос. Харута (2016 г.), с. Несь (2019 г.), с. Ома (2022 г.).
А.Н. Рассыхаев