Традиционная духовная культура ижемских коми – в центре внимания ученых ИЯЛИ
Второй год подряд сотрудники Института языка, литературы и истории Коми НЦ собирают фольклорно-этнографический материал по традиционной духовной культуре ижемских коми, проживающих в Ненецком автономном округе. В 2014 г. к.филол.н., фольклорист А.Н. Рассыхаев и к.и.н., этнограф В.Э. Шарапов исследовали традицию дер. Волоковая, в 2015 г. – духовную культуру поселка Каратайка. Проведение полевых исследований стало возможным благодаря сотрудничеству с Этнокультурным центром НАО, организовавшим и профинансировавшим дорогостоящую экспедицию. От Этнокультурного центра в поездке участвовала заведующая коми отделом О.М. Коцюбанская.
Напомним, что часть материалов прошлогодней экспедиции вошла в сборник фольклорных текстов «Фольклор ижемских коми в Ненецком автономном округе», подготовленный А.Н. Рассыхаевым и В.М. Кудряшовой.
В 2015 г. экспедиционный отряд собирал материал в конце августа в поселке Каратайка, основанной ижемскими оленеводами в начале 1930-х гг. К настоящему времени в населенном пункте проживает около 100 коми, многие из них прекрасно владеют родным языком. До сих пор женщины занимаются обработкой оленьих шкур и изготовлением из них одежды и обуви – пим, бурок, тапочек, малицы, мужчины – оленеводством, рыболовством и охотой. Сбор материалов по этим темам стали приоритетными при изучении локальной традиции. С большим интересом были исследованы орнаменты на народной одежде, сохранившиеся у женщин сарафаны, шелковые платки («сыръя»), верхняя часть женской рубашки («сос»), подвенечный головной убор из парчи («юрной»), передававшиеся по наследству и служившиеся погребальной одеждой. Зафиксированы также сведения по похоронно-поминальной, свадебной и родильной обрядностям, этнографии детства и народны играм. Участников экспедиции интересовала система питания оленеводов, рецепты сбора, хранения и приготовления блюд из дикоросов, рыбы и оленьего мяса; запреты и предписания, связанные с пищей.
Весьма интересны фольклорные материалы по символическому освоению кочевыми коми оленеводами тундрового пространства. Первопоселенцы ежегодно весной проводили омывание икон в озерце близ Каратайки, ныне озеро называют святым, а воду используют для питья. В тундре на пути кочевания оленьих стад, по рассказам информантов, стояли кресты, около которых останавливались путники.
В 2016 г. полевые исследования в Ненецком автономном округе продолжатся.
А.Н. Рассыхаев