Обсуждена концепция исторического образования
11 ноября 2022 г. в Сыктывкарском государственном университете им. Питирима Сорокина состоялось заседание Совета ректоров образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории республики Коми. Заседание открылось с представления новых членов Совета – директора ФИЦ «Коми научный центр УрО РАН» члена-корреспондента РАН С.В.Дегтевой и советника ректора СГУ, старшего научного сотрудника ИЯЛИ ФИЦ Коми НЦ УрО РАН к.и.н. А.В.Самарина.
Основной вопрос, стоявший на повестке дня, − преподавание истории в вузах как важная составляющая патриотического воспитания молодежи. По приглашению председателя Совета ректоров ректора СГУ д.пед.н. О.А.Сотниковой в обсуждении вопроса принял участие директор Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Республике Коми д.и.н. И.Л.Жеребцов.
Открывая обсуждение, д.пед.н. О.А.Сотникова подчеркнула важную роль исторического образования в патриотическом воспитании и отметила, что именно этим продиктовано решение Минобрнауки России об увеличении минимального объёма исторического образования в вузах с двух зачётных единиц (72 часа) до четырех (144 часа), причем для очной формы обучения 80 % времени должно приходиться на аудиторную (контактную) работу − лекции и семинары, и о разработке концепции преподавания истории для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в вузах.
Д.и.н. И.Л.Жеребцов в своем выступлении отметил, что историческое образование формирует не только знание истории, но и чувство ответственности перед прошлыми и будущими поколениями; на это, в частности, обратил специальное внимание председатель Правления Российского исторического общества К.И.Могилевский на встрече Президента России В.В.Путина с историками и представителями традиционных религий России 4 ноября 2022 г. Роль истории в гражданском патриотическом воспитании, в формировании мировоззрения, системы нравственных ценностей является определяющей. К сожалению, в некоторых российских вузах в ходе слияния факультетов или институтов историческое образование свертывалось.
К счастью, в Сыктывкарском университете историческое образование находится на достойном уровне, успешно работает Институт истории и права. Заметно активизировалась в последнее время и работа по организации регионального исторического образования в школах республики: совместными усилиями отделения РИО в Коми, ИЯЛИ ФИЦ Коми НЦ УрО РАН и Коми республиканского института развития образования разработана авторская программа преподавания, подготовлено учебное пособие для 6−7 классов, началась работа над пособием для 8−9 классов.
В целом процесс исторического образования в России налажен: историю изучают и в школах, и в высших учебных заведениях. Но необходимо уточнить содержание этой дисциплины. В марте 2022 г. был создан Экспертный совет по развитию исторического образования при Минобрнауки России и рабочая группа по подготовке концепции преподавания истории России и экспертизе учебников и учебных пособий для высшей школы. Основную роль в подготовке концепции призвано сыграть Российское исторической общество.
− За основу подготовки стандарта для высшего исторического образования был взят историко-культурный стандарт для школ, ранее разработанный рабочей группой РИО, и это очень важно, поскольку будет обеспечена преемственность между школьным и вузовским историческим образованием, − подчеркнул д.и.н. И.Л.Жеребцов. – Должны уйти в прошлое времена, когда вчерашним школьникам, пришедшим в вузы, говорили: «Забудьте всё, чему вас учили в школе». Теперь студенты уже будут обладать определенной базой знаний, и не надо будет начинать вузовское историческое образование с азов, с фактов, а сосредоточиться на их осмыслении.
− Задача концепции, которая разрабатывается экспертами на базе Института российской истории РАН, − создать на основе достижений современной академической науки единообразную картину исторического прошлого страны, в которой были бы учтены даты, события, персоны, о которых должны знать выпускники вузов. При этом главное − не выучить определенный набор имен, дат и фактов (то есть получить некоторое представление о прошлом), а научить истории, то есть пониманию исторического процесса, причинно-следственных связей между событиями, навыкам работы с исторической информацией. Если прошлое – это, образно говоря, уравнение с тремя неизвестными (Время – Место – Акторы или Действующие силы), которое решается достаточно просто, то история – уравнение уже с четырьмя неизвестными (Время – Место – Акторы – Смысл), и поиски путей нахождения этого четвертого неизвестного гораздо более сложны, − отметил д.и.н. И.Л.Жеребцов.
Важно, чтобы преподавание истории не было похоже на политинформацию или на советские вузовские курсы истории КПСС или научного коммунизма. Курс истории должен иметь особенности для разных направлений образования, должен содержательно соответствовать их специфике. Необходимо давать знание о становлении профессии, которую осваивают обучающиеся. Изучение «исторической» части своей специальности является важной составной частью профессиональной подготовки. При преподавании курса истории для студентов неисторических направлений, при разработке конкретных программ и планов занятий целесообразно учитывать, в рамках какой именно специальной подготовки это происходит, включать в содержание занятий исторические сведения из той или иной области человеческой деятельности.
Д.и.н. И.Л.Жеребцов обратил особое внимание участников заседания на то, что курс истории обязательно должен содержать исторические сведения о регионе обучения (о Республике Коми, о городе, в котором расположен вуз). Системный подход к изучению региональной истории пока не сформировался. Именно поэтому в разработке и обсуждении концепции преподавания истории в вузах важная роль отводится региональным отделениям Российского исторического общества, хорошо понимающим региональные особенности исторического развития. Внимание к прошлому своего региона важно для
формирования исторического сознания, воспитания общегражданской идентичности и патриотизма. Наша история едина, но она в значительной мере складывается из истории регионов. Можно сказать, что история каждого региона – это часть фундамента, на котором строится общая история нашей страны. И чем надежнее (продуманнее, обоснованнее) будет каждая из этих частей, тем прочнее, сплоченнее будет и фундамент, и всё здание исторического образования в целом.
Сведения по региональной истории можно и нужно включать в общий курс истории (например, отмечая участие жителей Коми в Великой Отечественной войне, Отечественной войне 1812 г., в народных ополчениях начала XVII в., в освоении Сибири и Дальнего Востока и т.д.). Но все же региональная история − отдельная дисциплина, которую (учитывая тем более сравнительно небольшое время, выделенное на общий курс истории) целесообразно включать в учебный план в качестве специального курса, как отдельный предмет после изучения общеисторического курса. Для программ курсов региональной истории на федеральном уровне могут быть выработаны общие рекомендации, а составление конкретных программ по истории регионов, специальных учебников и учебных пособий по региональной истории может осуществляться в самих вузах при участии региональных отделений РИО и академических учреждений. Проект концепции презентовали на площадке Первого национального форума преподавателей истории, прошедшего 7 октября 2022 г. в Тобольске. Там был дан старт профессиональному и общественному обсуждению проекта, по результатам которого Минобрнауки России примет решение о его применении.
Участники заседания проинформировали о состоянии исторического образования в вузах республики, о работе регионального отделения общества «Знание» и приняли решение о создании рабочей группы под научным руководством д.и.н. И.Л.Жеребцова для более детального изучения и обсуждения проекта концепции, вариантов объема и содержания курса региональной истории, подготовки учебного пособия по истории Коми для вузов, разработки семинаров и курсов повышения квалификации для преподавателей истории.
Проект концепции размещен на сайте ИЯЛИ ФИЦ Коми НЦ УрО РАН в разделе «Актуальная информация». Замечания по проекту концепции можно направить на почту: concept.rio@mail.ru.