Культура и быт харутинских коми привлекли внимание сыктывкарских ученых (БНКоми)
В середине марта ученые Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН провели полевые исследования в поселке Харута Ненецкого автономного округа с целью сбора материалов по духовной культуре ижемских коми, сообщил в блоге на сайте ИЯЛИ кандидат филологических наук Алексей Рассыхаев. Населенный пункт находится на территории Интинского района Коми, но административно относится к Заполярному району НАО.
Поселок Харута возник недалеко от одноименной деревни, расположенной на левом берегу р.Адзьва в устье Харутаю. Основателем деревни является ижемский крестьянин Федор Анисифорович Канев, переселившийся в богатые рыбой и дичью места в 1892 г. из Ижмы вместе с женой и тремя детьми.
Селение ощутимо выросло в период укрупнения оленеводческих колхозов и ликвидации неперспективных деревень, когда в 1960-ые гг. в Харуту переселили жителей поселка Хоседа-Хард – бывшего районного центра, образованного в 1926 г., деревень Ёгор-Вань, Сявта и др.
История возникновения и упразднения населенных пунктов и стала одной из основных тем опросов населения Харуты. Участники экспедиции интересовались национальным составом поселения, этническим самосознанием, знанием языков. Несмотря на то, что многие предпочитают записываться ненцами, они хорошо владеют ижемским диалектом коми языка. В средней школе коми язык изучается на факультативной основе в начальных классах по программе, подготовленной Галиной Ивановной Кожевиной. Она же руководит школьным фольклорным коллективом «Пӧлӧзнича» (Василек) и коллективом «Войвыв дзоридз» (Северный цветок) при Доме культуры.
Богатый материал собран по оленеводческому быту, терминологии, орнаментам, одежде и изделиям из оленьих шкур. Участники экспедиции встретились с мастерицами, много лет проработавшими в оленеводстве, и разузнали секреты пошива пим, малицы, парки, тучу и падко.
Новые сведения зафиксированы по системе питания оленеводов в суровых климатических условиях: использованию дикоросов, оленьего мяса и рыбы, запретах и предписаниях, связанных с питанием. Особый интерес представляют устные рассказы о почитаемых местах, нечистой силе в лесу и помещениях, сглазе, предвестнике смерти урес. По словам жителей, появление кучи мышей в доме предвещает смерть близкого человека.
В школьном музее, который работает на общественных началах с 1982 года, хранятся вещи, использовавшиеся в быту ижемских коми в XIX–XX вв.: предметы рыболовства (поплавки с инициалами рыбаков, игольницы для сетей), оленеводства, охоты (тасма) и домашней утвари.
Уроженец деревни Ёгор-Вань Илья Рокин рассказал об использовании собачьих упряжек, подборе, обучении и питании ездовых собак. Специально для участников экспедиции он запряг собак и продемонстрировал езду на упряжках. К сожалению, в век «снегоходной революции» собачьи упряжки уходят из повседневной жизни.
Источник: http://wwww.bnkomi.ru/data/news/48510/