Бесчинства и колядки: как коми раньше праздновали Новый год (БНКоми)

Бесчинства и колядки: как коми раньше праздновали Новый год (БНКоми)

Образы Деда Мороза и Снегурочки в культуре коми появились только в XX веке. В дни нынешних новогодних праздников в старину коми отмечали святки. По домам ходили славильщики Иисуса Христа и переодетые в шкуры животных колядовщики, которых одаривали подарками. Разрешены были ритуальные бесчинства, воспринимаемые в другие дни года как хулиганство. Об этом рассказал БНК фольклорист Алексей Рассыхаев.

По словам кандидата филологических наук, старшего научного сотрудника сектора фольклора Института языка, литературы и истории Коми научного центра Алексея Рассыхаева, исследователи предполагают, что раньше коми начинали отсчет нового года с осени. К примеру, родственные коми удмурты «год» именуют «ар», что на коми означает «осень». В то же время в современном коми языке «год» – «во». Поздравляя друг друга, удмурты говорят «Выль арен», а коми – «Выль воöн»! Переплетение светского и религиозного видим в поздравлении «Выль воöн да Рöштвоöн!» (С Новым годом и Рождеством!)

Образы Деда Мороза и Снегурочки как обязательных персонажей новогодних, а не рождественских праздников, были придуманы и укоренились в русской культуре только в конце тридцатых годов XX века, когда после нескольких лет запрета была вновь разрешена новогодняя ёлка. В культуру коми они вошли вслед за этим. На коми языке главного волшебника называют «Кöдзыд пöль», а его спутницу – «Лымныв». Хотя есть предложения называть Деда Мороза «Войпель» (букв.: Северное ухо) или «Войпöль» (букв.: Северный дед/старец).

Зато традиция празднования рождественских святок у коми установилась давно. В ней органично переплелись христианские мотивы с дохристианскими. Святки коми называют святым периодом – «Вежадыр», «Вежа пöра» (есть и другие названия). Этот зимний период люди связывают с переменами в жизни, о которых можно узнать, связавшись с потусторонними силами. Именно поэтому молодежь активно приобщалась к потайным знаниям через гадания, пытаясь узнать будущее (свадьбу, рождение ребенка, смерть).

На святки можно было делать то, что запрещено в другое время – веселиться на рождественских посиделках, петь, танцевать. Молодые в эти дни занимались ритуальными бесчинствами. Например, запирали пожилым людям двери в дом. Могли привязать к дверному кольцу веревку и дергать за нее. Хозяйка выходит, а перед дверью никого. Могли навалить на крыльце дров, засыпав их снегом и залив водой, чтобы все замерзло. Могли раскидать поленницу, положить сани на крышу дома или закрыть сверху дымоход. В святки к этим «шалостям» относились терпимо. Особо доставалось тем, кого в селе недолюбливали. Во второй половине XX в. пышно посиделки проходили в Нившере Корткеросского района и в Прокопьевке Прилузья. Разрешали играть на святки овечьими лодыжками («шег»), что сулило приплод домашнего скота в крестьянском хозяйстве.

На Рождество ходили славильщики, славящие рождение Иисуса Христа. Тексты молитв, к примеру, «Отче наш» или «Рождество твое Христово», заимствовали из русского языка. Закончив молитву, на коми языке просили деньги и шаньгу. Занимались этим и молодые, и взрослые, и дети. Хозяева дома дарили славильщикам хлеб, пирожки, другие вкусности с деревенского стола. Приход таких гостей сулил хозяевам богатство.

В вечернее время ходили колядовать ряженые, которых именовали так, как называют нечистую силу в том или ином коми селе – «рöштво куття», «кити-коти» «куття-войса» и т.д. В основном этим занимались молодые. Могли войти в дом без приглашения. Обязательно маскировались: закрывали лицо марлей, надевали одежду похуже, выворачивали шубу. Мужчина мог одеться женщиной, женщина – мужчиной. Переодевались в животных (в козла, медведя), в птиц (в журавля, петуха). Колядовщики использовали музыкальные инструменты, играя на них невпопад. Слов не говорили, а только мычали или сопели, обозначая свои пожелания жестами.

В народных поверьях святки – время, когда открыты ворота в потусторонний мир. Чтобы не запустить в свои дома нечистую силу, коми в эти дни придерживались различных запретов: не стригли волосы и ногти, не пряли, не стирали, остерегались сквернословия.

В коми, как и в русских деревнях, традиция празднования святок ненадолго прерывалась в связи с борьбой советской власти против религиозности и пережитков старины. После оттепели в святочный период наиболее востребованными стали гадания и хождение колядовщиков. В наши дни во многих селениях хождения ряженых не связаны с традицией. Их организуют клубные и школьные работники, опираясь на методички.

Источник: https://www.bnkomi.ru/data/news/87965/

0 ответы

Оставить комментарий

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *