Завершилась фольклорно-этнографическая экспедиция в Ненецком автономном округе
В Ненецком автономном округе завершилась фольклорно-этнографическая экспедиция, в котором участие приняли к.филол.н., с.н.с. сектора фольклора ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН А.Н. Рассыхаев и к.и.н., в.н.с. сектора этнографии В.Э. Шарапов. Вместе с заведующей отделом коми культуры Этнокультурного центра НАО О.М. Коцюбанской ученые института собирали материалы по традиционной духовной культуры жителей пос.Усть-Кара.
Экспедиция проведена в рамках исследовательского проекта «Коми олöм» («Жизнь коми»), действующего с 2013 г. и финансируемого по государственной программе НАО «Развитие культуры». Подобные экспедиции по сбору полевого материала о традициях и быте коми-ижемцев НАО проводятся уже несколько лет. Исследователи ранее работали в дер.Волоковая и г.Нарьян-Мар (2014 г.), пос.Каратайка (2015 г.), пос.Харута (2016 г.) и с.Несь (2019 г.). В планах поездка в с.Ома (Канино-Тиманская тундра).
Целью исследователей было изучение традиционной духовной культуры коми-ижемцев, оказавшихся волею судьбы в Большеземельской тундре.
Всего во время нынешней экспедиции было опрошено 18 информантов, интервью с которыми записаны на цифровой диктофон. Сделано большое количество фотографий. Экспедиция собирала материалы по различным темам, связанным с оленеводческой культурой, историей заселения поселка, освоением тундры. Зафиксированы родовые предания о появлении предков наших рассказчиков в поселке и их роли в формировании фольклорной традиции колвинских ненцев.
В Усть-Каре собраны материалы о сказителях ижмо-колвинского эпоса, которых еще в 1970 г. записывала коми фольклорист В.М. Кудряшова. Среди исполнителей особо выделялся Иван Степанович Хатанзейский (1911 г.р.), чьи эпические песни опубликованы в 1987 г. в книге «Эпос народа коми» (сост. А.К. Микушев). Найдены фотографии сказителя, записаны биографические сведения и особенности исполнения коми песен и частушек.
Уникальны рассказы жителей об особенностях самоидентификации местного населения, большая часть которого считает себя ненцами, но является носителем ижемского диалекта коми языка. Своеобразие традиции придают охотничьи байки о промысле пушного зверя, ловле рыбы и встречах с медведями.
Записаны интересные факты о проведении традиционных коми свадеб среди оленеводов ещё в середине 1980-гг. Свадьба включала сватовство, рукобитье, обмен кольцами, одаривание подарками, оплакивание невесты и двухдневное пирование. Отметим, что некоторые женщины до сих пор носят в повседневной жизни традиционный ижемский костюм и головной убор замужней женщины «бабаюр». Новые данные зафиксированы по родильным, крестильным, похоронно-поминальным обрядам, народной медицине и системе питания. Записаны оленеводческие игры с использованием оленьих и птичьих косточек, рогов.
А.Н. Рассыхаев