Уникальная находка археологов Института
Случайные археологические находки – частое явление в полевой практике археолога. Обычно это отходы обработки каменных орудий или фрагменты глиняной посуды, однако бывают и удивительные исключения. С 1 по 16 августа 2022 г. экспедицией под руководством Е.В. Попова проводилась археологическая разведка, проводившейся в бассейне р. Вишера с целью мониторинга состояния выявленных ранее объектов археологического наследия, для уточнения сведений о них, определения их современного состояния и планирования мероприятий по обеспечению их сохранности. Во время осмотра территории могильника Юванаяг на р. Нившера (правый приток р. Вишера), на склоне боровой террасы напротив старых раскопов, были обнаружены уникальные вещи – остатки железного шлема и бронзовая миска. Металлические миски, подобные найденной в 2022 г., ранее встречались на других курганных могильниках. Что касается шлема, в настоящий момент это – единственная, не имеющая аналогий, находка на европейском Северо-Востоке.
Могильник Юванаяг – один из восьми известных на территории Республики Коми некрополей с курганными насыпями над погребениями. В археологии европейского Северо-Востока курганные могильники – «отзвук» Великого переселения народов – масштабных миграционных событий, перекроивших этническую карту Евразии и положивших начало эпохе раннего средневековья в Европе. Этот короткий период – V-VII вв. н.э. стал одной из самых ярких и загадочных в древней истории республики. В погребениях курганных могильников найден богатый инвентарь, не характерный для культуры местного населения – оружие и защитное снаряжение, украшения из бронзы, драгоценных металлов, стекла, поделочных камней, янтаря культовые и престижные вещи. Весь облик погребального инвентаря говорит о том, что вещи принадлежали людям, стоявшим на более высокой ступени развития, чем обитающие на Вычегде группы охотников и рыболовов. Их след тянется с территории верхнего Прикамья, откуда они пришли во второй половине V в. н.э. Однако в погребениях европейского Северо-Востока отсутствовали некоторые категории вещей, присущие аналогичным могильникам Прикамья.
Большинство предметов вооружения, позволяет использовать оружие, как в боевых действиях, так и на охоте. Лишь немногие виды вооружения используются исключительно в боевых действиях. К таковым следует отнести, в первую очередь, металлические шлемы.
Во все времена шлем являлся одним из важнейших элементов защитного вооружения воина. Защитное вооружение из металла относится к элитарным и дорогим категориям инвентаря, поскольку оно наиболее трудоемко и сложно в производстве. Зачастую доспехи, ввиду своей дороговизны, передавались по наследству, именно потому шлемы в погребальных памятниках достаточно редки. Однако их находки в прикамских курганных могильниках позволяли предполагать возможное существование аналогичных вещей и в захоронениях на территории Республики Коми, хотя археологическими раскопками данные не подтверждались. И, только спустя более 30 лет изучения курганных некрополей, эта загадка была решена находкой на могильнике Юванаяг.
Могильник Юванаяг датируется концом V – началом VI вв. н.э. Он был открыт и исследован Л.И. Ашихминой в 1986-1988 гг. На могильнике выявлено девять курганов высотой до 0,6 м и 23 погребения. Он оставлен первой волной переселенцев с территории Верхнего Прикамья – небольшой группы хорошо вооружённых воинов-всадников.
Среди погребений могильника выделяется одно – сильно разграбленное в древности, с лежавшей на дне кольчугой. Не исключено, что найденные в ходе мониторинга остатки железного шлема с бронзовыми накладками, сваренного из нескольких сегментов, принадлежали именно ему. Со стороны спины сохранилось несколько колец, указывающих на то, что к нему крепилась кольчужная сетка-бармица, защищающая шею воина.
Учитывая отсутствие традиции использования местным населением доспехов, несомненно инокультурное происхождение шлема. Поиск аналогий уводит нас на территорию Вятско-Камского междуречья. Здесь сфероконические шлемы являются наиболее многочисленной группой среди боевых наголовий, однако бармицы встречены только на прикамских экземплярах середины I тыс. н.э. Точных аналогий шлему, найденному на Юванаяге, пока не известно.
Вероятно, в конце IV в. н.э. на территорию Вятско-Камского междуречья пришла небольшая группа воинов-мигрантов. Можно предположить несколько путей появления этих шлемов в лесной полосе европейской части России: источником могли быть как позднесарматское население Причерноморья, так и группы гуннского населения из Азии, потеснившего его. Дальнейшие исследования технологии изготовления, состава металлов и морфологических особенностей позволят ответить на вопрос о месте его изготовления и происхождении.