Татьяна Дронова подарила современникам свою Усть-Цильму (Газета “Республика”)
Ученый Татьяна Дронова была одной из первых, кто открыл для жителей Коми обычаи и традиции коренных жителей Усть-Цилемского района, которые, кажется, можно изучать бесконечно. Этнограф трепетно собрала и щедро поделилась знаниями о своей малой родине и уникальных земляках – устьцилемах. В рамках рубрики «Гордость республики» представляем очерк об ученом-этнографе, писателе, члене совета межрегионального общественного движения «Русь Печорская» и его сыктывкарского отделения, которое в ближайшую субботу отмечает свое 25-летие.
Как ни странно, но, кроме Сыктывкарского госуниверситета, где был сосредоточен центр фольклористов и археографов, русской культурой вплоть до середины девяностых в республике никто серьезно не занимался. Поэтому студентка первого курса Татьяна, тогда еще Бабикова, была очень благодарна своему педагогу Виктору Семенову, который практически и сориентировал ее дальнейшую научную и творческую судьбу, отметив, что она родилась в уникальном месте, которым никто толком, кроме искусствоведов и археографов, и не занимается. И не воспользоваться этой лакуной было бы грешно.
В итоге, учась в госуниверситете, девушка была полностью обращена к вопросам своей малой родины, в частности – свадебным обрядам, что и стало впоследствии темой ее диплома. На втором курсе, после ее выступления на конференции молодых ученых, на нее обратил внимание Николай Конаков – заведующий сектором этнографии Института языка, литературы и истории КНЦ УрО РАН, который сказал: «Девочка, если ты желаешь заниматься профессионально этнографией, место будет ждать тебя».
Татьяна согласилась заниматься тем, что было ей знакомо и любимо с детства. По сути ей открыли зеленую улицу, чтобы нести в мир это уникальное явление – староверческую культуру своих предков.
За эти годы она стала автором множества работ. Но первой ласточкой стало методическое пособие «Усть-Цилемская горка», которое вышло в 1992 году, к 450-летнему юбилею старинного села.
Начало девяностых характеризуется периодом активности, пробуждения, просыпающегося интереса к вопросам отечественной истории. На пике активности на Усть-Цилемскую горку в поисках неизведанной старины потянулись новые лица.
– Как постоянной участнице Горки, мне грустно было видеть, что люди становились в хоровод, а слов не знали, – поделилась своими мыслями автор.
Идею выпустить в свет своеобразный сборник, пособие – как верно водить хоровод, как строить фигуры и что именно петь, как издатель поддержал ее супруг Михаил. По тем временам пособие вышло немыслимым тиражом – семь тысяч экземпляров. Это был не коммерческий проект, скорее напротив, ведь в основном книжица раздаривалась или предлагалась за весьма условную цену в музеи и библиотеки республики. И сегодня это уже раритетное по сути издание можно встретить в усть-цилемских семьях, где оно продолжает служить уже следующим поколениям.
Кто знает Татьяну Дронову, согласится с тем, что она, не умея лукавить, всегда предельно искренна в своих позициях. Нетрудно поверить, что ее действительно удручало то, что усть-цилемские дети, за которыми стоит будущее села, порой оставались безучастными к культуре своей родины и в большинстве своем были равнодушными к традициям предков.
Исходя из этого Татьяна с мужем придумали проект «Предания старины глубокой» – детский и молодежный лагерь для юных устьцилем. Идею одобрило Министерство культуры РК. В проект были вовлечены и сельские педагоги, которые поначалу не слишком верили в то, что дети будут собирать устный материал по деревням, и сотрудники детского центра «Гудвин», где собственно и базировался лагерь.
Чем можно было заинтересовать начинающих краеведов, как донести до них то, что они живут в уникальном, напоенном высоким словом уголке земли? По словам Татьяны, только через игровую форму, через потешки и побасенки, через интерес к неповторимым текстам, осознание детьми того, что они действительно привносят частичку себя в деле сохранения оригинальной культуры своего народа.
Вот лишь пример одной из загадок: «Бегут бегунчики, везут везунчики, везут рогатика – колоть мохнатика». Правильный ответ весьма прост: лошадка везет сани с вилами для сена.
Но детям такие загадки – по душе, а необычность подачи, по словам Татьяны, их просто завораживает.
Первое лето участники лагеря работали исключительно в самой Усть-Цильме, опрашивали бабушек, записывали за ними забавные приговорки, потешки, баюкания (колыбельные).
На следующий год все было еще серьезнее: дети изучали Пижму, ходили в познавательный поход в Скитскую – на место Великопоженского скита.
В том числе и по итогам этих замечательных проектов ученый-этнограф написала и издала привлекательные для ценителей русского слова и русских традиций книги. Научно-популярный сборник «Жили мы у бабушки, кушали оладушки» посвящен богатейшему детскому фольклору устьцилемов. Книга состоит из множества тематических разделов. Это колыбельные, страшилки, докучные сказки, насмешки, загадки, посидочные игры. Сборник предваряется статьей, посвященной рождению и воспитанию детей в традициях русских староверов-беспоповцев Усть-Цильмы, включен в него и словарь этнокультурной лексики. Вторую книгу – «Дети и детство в народной культуре Усть-Цильмы» ученый-этнограф написала в соавторстве с составителем многих сборников, знатоком севернорусской глубинки Татьяной Каневой. Книга получила высокое признание ведущих этнографов и фольклористов, в том числе специалиста в области фольклора из Санкт-Петербурга Валентина Головина, ставшего рецензентом издания.
А в «Гудвине» до сих пор, только уже в формате семинаров, живет эта заложенная в те годы традиция – собирать и записывать уникальный древнерусский фольклор.
Но еще за год до того, как свет увидел эти книги, Татьяна Дронова представила Усть-Цильму не только на российском, но и на международном уровне. В 2005 году в Национальном музее этнограф провела выставку, посвященную памяти своей мамы – Прасковьи Григорьевны Бабиковой. Через материнские костюмы Татьяна рассказала о судьбе близкого человека.
– Мама была человек-традиция, когда ее не стало, наступил момент, когда мне показалось, что этнография закончилась, – вспоминает она.
В экспозиции была представлена практически вся коллекция женской усть-цилемской одежды, Прасковья Григорьевна не носила светских платьев. В связи с этим Татьяна вспоминает забавный эпизод, когда мать навестила дочку в Сыктывкаре, и в ЦУМе, куда они пришли за покупками, ее приняли за цыганку. «Поштой-но гонишь-то?» – недоуменно спрашивала Прасковья Григорьевна у молоденькой продавщицы, вцепившейся ей в рукав. Долго пришлось доказывать и объяснять представителю торговли, что многослойный костюм отнюдь не цыганский.
На выставке в музее Татьяна познакомилась с режиссером КРТК Ингой Галузинской, которая предложила ей сделать на телевидении цикл передач по староверению. Но на одних передачах дело не закончилось. Татьяна решила снять фильм об Усть-Цильме. Идея была сродни легкому помешательству, хотя тогда уже начала действовать система грантов. Так или иначе этнограф отправила заявки куда только было возможно. Грант в конечном итоге одобрило министерство национальной политики республики. Режиссер Инга Галузинская тоже, по счастью, оказалась человеком азартным и легко согласилась работать над фильмом. Оператором картины выступил Дмитрий Кошелев.
Фильм «Русь Печорская» в итоге получился светлым, легким, глубоким, за что его автор была удостоена Гран-при международного конкурса телевизионных фильмов «Мы – Русь изначальная», прошедшего в рамках форума старообрядцев мира «Путь Аввакума» в столице Бурятии Улан-Удэ. А несколькими месяцами позже – диплома победителя на международном фестивале телевизионных программ и фильмов в Ханты-Мансийске «Золотой бубен» в номинации «Этнография и путешествия».
По словам Татьяны, тогда за пять дней фестиваля она прошла великолепную школу телевидения, но главное – познакомилась с замечательными людьми, настоящими мастерами своего дела. Чего стоит только Виктор Приходько – главный оператор телеканала «Россия», который очень тепло отозвался о фильме и нашел время покадрово разобрать все его плюсы и минусы. В мире телекино Виктор Приходько известен как талантливейший самородок: из 80 операторов центрального телеканала он единственный, кто не обладает базовым образованием. Тем не менее именно его мастер-классы на фестивале, равно как и уроки главного оператора дирекции информационных программ телеканала «Россия»
Дмитрия Серпухина, считались самыми интересными. О фильме «Русь Печорская» мастера отозвались как о ленте, сделанной поистине с душой, и что важно – на исконно российской почве.
Потом был авторский фильм «Горка», который также помогала снимать режиссер КРТК и который был удостоен диплома победителя на международном мультимедийном фестивале «Живое слово» в Нижнем Новгороде. Еще один фильм Татьяны Дроновой «Устьцилема и изьватас: диалог культур» в 2010 году стал победителем финно-угорского фестиваля «Туйвеж» («Перекресток»).
Фильм не только приоткрывал историю дальнего соперничества устьцилемов и ижемцев, но и настраивал представителей двух разных культур на примирительный диалог, призывая их сделать-таки шаг навстречу друг другу.
В Ижме известную устьцилемку встретили тепло. Что для заезжей гостьи было неудивительным: «С какими помыслами придешь, с таким настроением тебя и встретят», – отмечает она.
Огромная работа была проведена ученым также при составлении издания «Одежда староверов Усть-Цильмы» и книги «Семья и брак староверов Усть-Цильмы».
Какую следующую страницу истории и культуры своей малой родины откроет Татьяна Дронова – пока не известно. Но можно не сомневаться, что это будет еще одним праздником души для тех, кто любит, умеет ценить и уважать истинную русскую культуру.
Источник: http://respublika11.ru/2016/01/27/tatyana-dronova-podarila-sovremennikam-svoyu-ust-tsilmu/