Сыктывкарцам рассказали о методике работы с кино- и фотодокументами

«Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать» («Комсомольская правда»)

Сегодня в центре культурных инициатив «Югор» открылась всероссийская научная конференция по теме «Роль визуальных источников в изучении региональной истории». Мероприятие, приуроченное к празднованию 105-летнего юбилея Национального музея РК, собрало многочисленных ученых, сотрудников музеев и преподавателей из Сыктывкара, Екатеринбурга и Санкт-Петербурга.

На торжественном открытии выступила министр культуры, туризма и архивного дела РК Анастасия Прокудина:

– Мы хотим выразить признательность всем гостям исследователям из разных городов России, которые приехали принять участие в конференции. Конференция – одно из самых интересных событий. Я бы даже предпочла поучаствовать в дискуссиях, нежели только в приветствии.

По словам председателя ученого совета Национального музея РК Игоря Жеребцова, музей очень удачно сочетает в себе и научно-исследовательскую, и культурно-просветительскую составляющие. То, что сегодня мы здесь услышим, станет важным событием и для республики, и для наших научно-просветительских учреждений, да и для всех нас. Как известно, лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать, – отметил Игорь Жеребцов.

Министр развития промышленности и транспорта РК Николай Герасимовпередал Национальному музею в дар уникальную коллекцию фотографий из личного архива воркутинского художника Якова Вундера.

Фото - Денис Пунегов

Художник делал эти снимки на протяжении десяти лет во время геологических экспедиций в Заполярье и на Приполярном Урале. Вундер был первым организатором воркутинских фотовыставок. По жанрам эта коллекция достаточно разнообразна: портреты, пейзажи, панорамные съемки. А несколько лет назад дочь фотохудожника предложила Николаю Герасимову выкупить коллекцию отца. Снимки долго оцифровывались, а затем коллекцию было решено передать в Национальный музей.

Во второй половине мероприятия прозвучало несколько научных докладов о методике работы, проблемах сохранения и истории визуальных документов. Заведующая отделом фотографии Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге Карина Соловьева поведала собравшимся об истории своего учреждения. В 1905 году еще при царской монархии была разработана программа, которая заложила основы комплектования этнографических памятников музея. Российский музей первым в стране придал фотографии статус памятника. Так же указывались требования к съемке этносов: обязательно должны быть портреты представителей народа, портреты во весь рост, окружающий людей быт. Фотографы должны были снимать наиболее типичные бытовые предметы для того или иного народа. В начале ХХ века профессиональный художник Самуил Дудников предоставил музею первую этнографическую фотоколлекцию. После уже комиссия музея выбирала фотографов, с которыми могла или хотела сотрудничать для пополнения коллекции фонда. Но, как подчеркнула Карина Соловьева, многое зависит все-таки от личности самого фотохудожника.

Фото - Денис Пунегов

Наиболее интересным докладом был совместный доклад доцента Уральского федерального университета Елены Головневой и режиссера, руководителя проекта «ЭтноКино» Ивана Головнева о фильме «Маленькая Катерина». Картина рассказывает о трех годах жизни маленькой девочки народа ханты. В одном из фрагментов фильма, который докладчики продемонстрировали на экране, показывалось, как девочка собирает дрова и кормит собак. Все в зале поражались, как большинство занятий взрослых двухлетняя девочка воспроизводит самостоятельно, без посторонней помощи и без подсказок. Иван Головнев отметил, что все кадры были сняты при максимальном «зуме» кинокамеры. Это нужно было, чтобы не мешать и не стеснять героев фильма.

Конференция продлиться еще два дня, в ходе которых прозвучит более шестидесяти докладов от ученых Сыктывкара, Воркуты, Москвы, Соликамска, Санкт-Петербурга, Перми, Мурома, Вологды и Рыбинска.

Источник: http://www.komi.kp.ru/daily/26585.4/3600310/