Игорь Жеребцов: «Коми воины в 1612 освобождали Москву от поляков» (Республика)
С 2005 года в России отмечают День народного единства. Дата учреждена в память о событиях 1612 года, когда под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского было сформировано народное ополчение, впоследствии освободившее Москву от польско-литовских интервентов. Но мало кто знает, что в рядах защитников Отечества в Смутное время были и воины из Коми края. Об их участии в исторических событиях той эпохи «Республике» рассказал директор института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН Игорь Жеребцов.
– Напомните о том, что такое Смутное время.
– Среди населения страны разнесся слух, что сын Ивана Грозного – царевич Дмитрий, погибший в 1591 году, будто бы на самом деле жив и намерен занять царский трон. За царевича выдавал себя Григорий Отрепьев, который вошел в историю как Лжедмитрий I. Многие жители Русского государства готовы были помочь «царевичу Дмитрию» свергнуть Годунова, с которым они связывали все свои бедствия. В 1604 году Лжедмитрий I во главе отряда из польских наемников, запорожских и донских казаков перешел русскую границу. К нему примкнуло множество беглых крестьян, горожан, казаков. На его сторону переходили и войска. Борис Годунов скоропостижно скончался, его сын и наследник Фёдор был убит. В июне 1605 года Лжедмитрий I въехал в Москву. Но уже в мае следующего года подстрекаемые боярами москвичи, недовольные правлением нового царя, убили его. Царем был провозглашен Василий Шуйский.
– И как в Коми крае отозвались эти события?
– Известия о происходивших в центре страны событиях доходили и до далекого Коми края. Вот что их современник, живший в Усть-Выми, записал в Вычегодско-Вымской летописи: «Лета 7113 (1605 г.) Преставися государь Борис Феодорович и на царство московские венчан вор самозванный Гришка Отрепиев, именем Дмитрий Иванович. Бояри провозгласи того вора Гришку царем, крест ему целовали служити и радети, а тот вор приведе на Русь царицу из Литвы и литовских людей и веры святей Христовы поруганы бысть и папской унции предана бысть. Не похотели люди посрамления церкви святей, возненавидев того мнимого царя. Лета 7114 (1606 г.) убиен бысть мнимый царь Дмитрий самозваный, на царство московское венчан Василей Иванович Шуйский».
Жители Коми края и других северных регионов, население центра страны поддержали избрание на царство Василия Шуйского. Но на юге многие выступили против него. Возглавил недовольных Иван Болотников. Тогда Шуйский стал собирать пополнение для своего войска на территориях, остававшихся ему верными, в том числе в Коми крае. В том же 1606 году отряд ратных людей, включавший вычегжан, вымичей, удорцев и сысольцев, отправился к Москве и принял участие в сражениях. А вот ратники из соседней с Коми «Перми Великой» (Чердынского уезда) отказались воевать, взбунтовались, убили своего военачальника и сбежали домой. Отряды Ивана Болотникова не смогли взять Москву, в 1607 году потерпели поражение, он был казнен.
– Но Смута продолжалась, и появился очередной Лжедмитрий.
– Да. В 1607 году новый самозванец объявил себя «чудесно спасшимся царем Дмитрием». В 1608 году Лжедмитрий II с войском из поляков, казаков и сподвижников Болотникова двинулся на Москву. Для пополнения войска Василия Шуйского по его повелению к Москве были посланы «люди ратные» из Коми края и Перми Великой. Этому отряду довелось повоевать и в Зауралье против «югорцев и вогуличей».
Лжедмитрий II разбил войско Василия Шуйского и осадил Москву. Его лагерь находился в селе Тушино под Москвой, и враги стали называть Лжедмитрия II «Тушинским вором». Страна разделилась на две части: одна сохраняла верность Василию Шуйскому, другая признала «царя Дмитрия». Почти все регионы Севера поначалу присягнули Лжедмитрию. К немногим исключениям относились Устюг, Сольвычегодск и Коми край. Устюжане решили собрать для защиты от сторонников «Тушинского вора» ратных людей и призвали вычегодцев следовать их примеру. Через недолгое время и остальные северные города решили выступить против Лжедмитрия II. На севере для борьбы с тушинцами собирались войска. Самое непосредственное участие приняли в этом и жители нашего края. В декабре 1608 года здесь получили просьбу собрать «на государево дело» ратных людей, и вскоре дружина вымичей, вычегжан и сысольцев отправилась на защиту Соли Галицкой, которой угрожали тушинцы. Но тушинцы разбили рать северных городов, захватили Кострому. В начале 1609 года было собрано новое войско, в котором тоже были коми ратники. На этот раз тушинцы потерпели поражение, Кострома была освобождена. В марте 1609 года 66 «вымских ратных людей», которыми командовал «ратной голова Ивашко Григорьев Вымитин» были посланы на службу в Костромской уезд, защищать его от тушинцев. В 1609 году тушинцы напали на Вятскую землю, и жители Коми края приняли участие в ее защите.
Борьбой с тушинцами на Севере руководил князь Михаил Скопин-Шуйский. Его войско пополнялось и за счет жителей Коми края. В марте 1609 года в его полки были отправлены двенадцать ратников с Сысолы. В мае 1609 года во главе собранного войска Скопин-Шуйский начал с боями продвигаться к Москве, все еще осажденной тушинцами. В октябре 1609 года он одержал очень важную победу над польско-литовским войском в битве севернее Москвы. Возможно, именно в этом сражении погибли трое сысольских ратников. Успешные действия Скопина-Шуйского привели к разладу в стане «тушинцев». Лжедмитрий II в конце 1609 года бежал в Калугу, где и был убит в 1610 году.
– И тут на исторической арене появились поляки?
– В январе 1610 года 60 сысольских, вымских и вычегодских ратников (в том числе еще двенадцать сысольцев, которыми руководил десятник Юрий Данилов) отправились в войска Скопина-Шуйского. Вполне возможно, в феврале 1610 года они участвовали в победоносном сражении с польско-литовским войском у города Дмитрова. Но в апреле 1610 года Скопин-Шуйский умер. Оставшееся без полководца севернорусское войско было разбито. Бояре решили пригласить на русский трон польского царевича Владислава (который в Москву так и не приехал). В Москву вошел польско-литовский гарнизон. Его начальник стал хозяином столицы.
В начале 1611 года в Рязани Прокопий Ляпунов сформировал первое народное ополчение для борьбы с польско-литовскими захватчиками. Активную роль в этом ополчении играл князь Дмитрий Пожарский, который вместе с Кузьмой Мининым возглавил второе народное ополчение. Организаторы обоих ополчений разослали грамоты о сборе ратников по северным городам. Пришли эти известия и в Коми край. Население края поддержало призыв и приняло участие в борьбе против интервентов за освобождение Москвы. Вычегодско-Вымская летопись сообщает, что в 1611 году князь Дмитрий Пожарский и Прокопий Ляпунов обращались в Коми край с призывом прислать своих воинов для борьбы с польско-литовскими захватчиками. Возможно, коми ратники были в числе участников первого ополчения, весной 1611 года занявших окраины Москвы и затем пытавшихся держать в осаде польско-литовский гарнизон, укрепившийся в Кремле и Китай-городе.
Позднее из Коми края в Ярославль (где в 1612 году разместился руководящий центр второго ополчения) прибыли полсотни ратников. Вероятно, они в составе отрядов второго ополчения летом 1612 года пришли к Москве и взяли в осаду польско-литовский гарнизон, а затем участвовали в сражении у стен Москвы с армией гетмана Яна Ходкевича – одного из лучших полководцев Речи Посполитой. Ходкевич привел армию на помощь осажденным. Отряды ополчения под командованием князей Дмитрия Пожарского и Дмитрия Трубецкого одержали победу, о чем сообщили в Коми край. Об этом упоминает Вычегодско-Вымская летопись.
– Тогда же посох Стефана Пермского был увезен из России?
– Посох Стефана Пермского, украшенный резьбой, изображающей сцены из легендарной биографии святителя, хранился при могиле епископа в Кремле. Есть предположение, что именно гетман Ходкевич в Смутное время завладел посохом и увез его в Литву. Там посох святого Стефана находился до 1849 года, а затем его передали в Спасо-Преображенский кафедральный собор города Перми, откуда он в 1918 году попал в Пермский краеведческий музей.
– А что было после того, как в 1613 году царем был провозглашен Михаил Романов?
– Война на этом не закончилась. На территории Русского государства оставались многочисленные польско-литовские отряды, совершавшие набеги и грабежи в разных регионах. В 1613 году один из них появился совсем рядом с Коми краем − в низовьях Вычегды у Сольвычегодска. «Приступил к Вычегодские Соли с воровскими людьми литовский ватаман Якуп Яцкий с три тыщи человек», − рассказывает Вычегодско-Вымская летопись. Город был взят и сожжен, его немногочисленные защитники погибли. Из Коми края на подмогу соседям была отправлена небольшая дружина в 60 человек, но она опоздала. «Воровские люди», видимо, удовольствовались захваченной в Сольвычегодске добычей и не стали двигаться дальше вверх по Вычегде, а ушли восвояси.
В окрестностях Пскова располагался многочисленный польско-литовский отряд, уже не первый год грабивший население северо-западной части Русского государства. С мая до декабря 1614 года жители Коми края ожидали нападения этого отряда, захватившего Вельск, Холмогоры и осадившего Устюг. Но Устюг взять не удалось, и поляки отступили.
Очередную попытку захватить Москву и возвести на русский трон царевича Владислава поляки и литовцы совершили в 1617 году. Армия Речи Посполитой выступила в поход, а осенью 1618 года один отряд этого войска отправился разбойничать на север. Разбойники захватили Каргополь и Холмогоры, осадили Вологду. «Вычегжаны и вымичи и сысолены» готовились к отражению нападения «воровских людей», но те снова не дошли до Коми края. «Божией милостию Вычегодские месты убереглися от супостатов», – писал по этому поводу автор Вычегодско-Вымской летописи. Попытка польско-литовского войска в союзе с запорожскими казаками захватить Москву оказалась неудачной. В декабре 1618 года было подписано перемирие с Польшей. Смутное время закончилось.
Беседовал Артур АРТЕЕВ
Фото автора