Игорь Жеребцов: «Историки знают цену времени» (Республика)
Директор Института языка, литературы и истории КНЦ УрО РАН историк Игорь Жеребцов хорошо знаком жителям Коми своими многочисленными научными и научно-популярными книгами. 24 ноября историк отметит круглую дату – 60 лет. В преддверии юбилея он рассказал «Республике» о себе и своих исследованиях.
– Как-то доктор филологических наук Геннадий Тираспольский образно назвал вас «историком вдвойне: историком и сыном историка». Ваш отец Любомир Жеребцов был этнографом, но занимался и изучением вопросов истории – например, вхождением Коми края в Русское государство. У вас никогда не возникало желания выбрать другую профессию?
– Помнится, в далеком детстве я хотел стать шофером. Видимо, для того, чтобы можно было кататься целый день на машине или автобусе. Отец, узнав о мой «мечте», только хмыкнул и дал почитать интересную книжечку. Это оказалась историческая повесть: не то «Ивашка бежит за конем», не то «Грозный всадник». В общем, было в названии что-то лошадиное, созвучное с нашей фамилией. В последующие годы я с увлечением читал романы, повести и рассказы про нашу и «не нашу» историю. Благо родители собрали отменную библиотеку. Так был, видимо, сделан первый шаг к исторической науке. Когда пришло время выбирать, куда поступать после школы, я уже не колебался. При сдаче экзаменов на истфак после сочинения преподаватели-филологи предлагали мне выбрать филологический факультет. Думаю, мама и моя старшая сестра были бы довольны, поскольку обе они – филологи. Но я все-таки пошел по стопам отца и до сих пор в этом не разочаровался.
– Вы не только пошли по его стопам в науку, но и тему для своих исследований выбрали довольно близкую.
– Разумеется, наработки отца оказали мне огромную помощь. Благодаря ему я был знаком с примерным кругом исторических источников, на основании которых можно было вести исследования, с методикой работы. Всегда под рукой была собиравшаяся десятилетиями необходимая научная литература. Да, наконец, просто в любой момент можно было обратиться к отцу за советом. Без всего этого мне не удалось бы освоиться в науке так быстро. Но стал я не этнографом, как мой отец, а историком. Просто потому, что когда я поступал на работу в Институт языка, литературы и истории, мой отец заведовал сектором этнографии. Работать же под руководством родного отца возбранялось.
Первая моя научная статья вышла в соавторстве с отцом. Он, в сущности, написал ее один, используя, конечно, мои материалы и наработки, поскольку я в то время пребывал в рядах доблестного стройбата. К концу 1990 года я успел опубликовать более полусотни научных работ, в том числе четыре брошюры, не считая полутора сотен краеведческих статей и заметок в республиканских и районных газетах. Как сказал один из моих старших коллег, некоторым этого хватило бы на всю жизнь. Газетные заметки легли в фундамент первой моей книги «Где ты живешь», изданной в 1994 году. Более чем двухтысячный тираж исчез с прилавков магазинов за две недели. А в ноябре 1998 года я сделал себе подарок ко дню рождения, защитив докторскую диссертацию.
– Потомственным историком быть сложнее или проще?
– С одной стороны, проще. Я уже говорил о возможности всегда получить помощь. Кроме того, мне кажется, в семье историков всегда присутствует своеобразная атмосфера, дух истории, который проявляется и в разговорах, в подборе книг в домашней библиотеке, в выборе телепередач, который незаметно впитывается детьми. С другой стороны, далеко не все бывают рады видеть в своем коллективе какого-нибудь «папенькина сынка», от которого неведомо чего ожидать. На работе поначалу ко мне присматривались. Но я не отлынивал ни от научной работы, ни, что было еще более важным, от сенокоса. В 1980-х годах ученых регулярно отправляли в село Межадор, где каждый должен был отработать за лето по две-три недели. Поэтому-то все в конце концов решили, что Игорь хоть и «благородного происхождения», но парень свой. А поскольку моего отца в институте очень уважали, то частичка этого уважения перенеслась и на меня.
– Ваши дочери стали историками и продлили научную династию?
– Обе дочери, действительно, получили историческое образование в Сыктывкарском университете. Старшая, Ирина, вначале специализировалась на досоветской экономической истории Европейского Севера России, защитила кандидатскую диссертацию по истории северных ярмарок. Но в этой проблематике ее больше заинтересовала не чисто экономическая, а весьма любопытная и существенно менее исследованная социокультурная составляющая ярмарочной деятельности. И в дальнейшем Ирина стала заниматься тем, что принято именовать «общественными отношениями» («public relations»). Сейчас круг ее научных интересов лежит на стыке истории и политологии. Она работает в институте гуманитарных наук СГУ, заведует кафедрой, надеюсь, «догонит» меня и по ученой степени.
Если про Ирину можно сказать, что она в известной мере последовательница деда Любомира Николаевича, то младшая, Надежда, пошла, скорее, в бабушку Сильву Всеволодовну, которую всегда привлекали литературное творчество и журналистика. Надежда уже опубликовала несколько своих работ, которые мне и многим моим друзьям и знакомым очень нравятся. Мне, как отцу, разумеется, трудно судить объективно, но я знаю, что похвально отзывались о ее работах известные мастера слова Елена Габова и Андрей Попов. Надежда – творческий, образно мыслящий человек, и мне нравится, что она находит свой путь в жизни.
– Взгляды на историю постоянно меняются. История Коми тоже переписывалась неоднократно, начиная от Епифания Премудрого. Возможна ли истина в истории или это все-таки субъективная наука?
– Меняется не сама история, а оценки исследователей. И от этого никуда не деться. Стефан составил азбуку, крестил коми, создал Пермскую епархию, боролся с языческими верованиями – и в этой истории ничего не изменить, независимо от того, считаете ли вы или я Стефана благодетелем или угнетателем.
Доктор исторических наук Игорь Жеребцов – директор Института языка, литературы и истории, председатель президиума Коми научного центра Уральского отделения РАН, председатель Ученого совета Национального музея Республики Коми, почетный работник науки и техники Российской Федерации, заслуженный работник Республики Коми, почетный деятель науки Республики Коми, трижды лауреат государственной премии Республики Коми и премии правительства Республики Коми.
Родился в Сыктывкаре 24 ноября 1960 года. Окончил школу №4 в 1978 году, поступил на исторический факультет Сыктывкарского госуниверситета, окончил его с отличием в 1983 году. Тогда же поступил на работу в сектор истории периода феодализма и капитализма Института языка, литературы и истории Коми филиала АН СССР, в заочную аспирантуру и пошел на службу в стройбат, из рядов которого вернулся в институт в 1984 году. В 1989 году защитил в Университете дружбы народов в Москве диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук «Миграции населения Коми края в конце XVI – начале XVIII века», в 1998 году в Институте истории и археологии УрО РАН в Екатеринбурге диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук «Демографические процессы в Коми крае в конце XV – начале ХХ века». Специализируется в области исторической демографии и исторической географии, изучает также период революции и гражданской войны 1917-1921 гг. в Коми крае, становление и развитие научных исследований в Республике Коми. Опубликовал в России и за границей более четырех сотен научных и научно-популярных работ и учебных пособий. В том числе восемнадцать монографий.
– Как-то довелось прочитать изданную в период зырянизации и совершенно забытую ныне «Историю коми-зырян» Николая Ульянова. Как вы оцениваете это исследование?
– Это первая серьезная попытка обобщить материалы по истории народа коми в виде отдельной книги. Собственно говоря, именно этим очерки в первую очередь и интересны. Кроме того, в работе Ульянова содержится кое-какой собранный им фактический материал. Автор приводил факты, якобы доказывающие существование Биармии. Но страны Биармия не было. Поэтому никаких археологических свидетельств оного быть не может. Истоки этой легенды восходят к плаваниям викингов, несколько раз побывавших в далекой лесной, снежной и морозной земле, которую они назвали Биармией. Она существовала как географический термин, как название местности, где побывали викинги. В этом смысле можно обсуждать вопрос о ее местопребывании. Разнообразие вариантов неудивительно – куда именно приплывали викинги, они и сами не знали, поскольку никаких карт у них не имелось, а географические представления были довольно туманные. Когда климат стал холоднее, плавать по морю стало труднее и опаснее, и путешествия скандинавов в Биармию прекратились. Лет через триста-четыреста, в XVIII–XIX столетиях, вокруг упоминаний о Биармии сложилась легенда как о некогда существовавшей на Европейском Севере могущественной стране с высокоразвитой культурой и экономикой, исчезнувшей со временем.
– По версии переписавшего всю историю Анатолия Фоменко, Биармия находилась в Германии.
– Пусть будет больше «историй», хороших и разных, серьезных и не очень. В свое время мне понравилась довольно остроумная «Всеобщая история» «Сатирикона». Если бы была написана подобного рода «История Коми», это тоже было бы забавно. Представляете, например, такая глава: «У истоков лесозаготовительной промышленности в Коми. Стефан Пермский как первый лесоруб». И дальше история про то, как Стефан рубил священную березу в Усть-Выми и призывал рубить прочие священные деревья и деревянных идолов. Когда я впервые узнал о публикациях Фоменко, они мне очень понравились, потому что я подумал: какой интересный человек, ловко всех разыгрывает. Но шутка слишком затянулась и перестала быть смешной, а весельчак превратился в нудного пророка нового учения.
– Существуют ли в истории Коми белые пятна?
– Если рассуждать с точки зрения историка, привыкшего работать с документами, то таким белым пятном будут первые три с половиной века существования коми народа. Это XI – середина XIV века. Документы сохранили нам лишь краткие, отрывочные и не всегда ясные упоминания о событиях, происходивших тогда на Европейском Северо-Востоке, и о живших там людях. Археологические находки, увы, не могут в полной мере компенсировать скудость письменных источников. Благодаря Епифанию Премудрому мы имеем представление о деятельности Стефана Пермского, но о двух последующих столетиях – XV и XVI – сведений тоже не слишком много. Ученые так и не смогли с достаточной полнотой установить, например, кто такие знаменитые князья Вымские, откуда они взялись. Даже где находилась их резиденция, и то неясно – в Княжпогосте, Усть-Выми или Яренске. Утрачены материалы первых трех переписей земель и населения Коми края. Если бы удалось найти хоть одну из них – это было бы замечательное открытие, сравнимое с находкой Вычегодско-Вымской летописи Павлом Дорониным в 1927 году. Пожалуй, лишь с конца XVI века история Коми более-менее обеспечена документами. Но и тут далеко не всегда удается изучить все аспекты истории с достаточной полнотой.
В истории нет неинтересных и неактуальных тем. Надо просто уметь подойти к раскрытию темы. В свое время была защищена докторская диссертация на тему «Эволюция уздечки с древности до наших дней». Как любит говорить мой коллега Александр Попов, можно защитить диссертацию хоть по истории табуретки. То есть проследить, как и когда впервые появилась табуретка, из каких материалов ее изготавливали и как на ней сидели (боком, верхом, по-турецки) в разных частях света и в разные эпохи, куда ее ставили в помещении и что ставили на нее, насколько распространено было использование табуретки в казнях через повешение – да мало ли, что еще можно было бы рассказать о таком замечательном с исторической точки зрения предмете, как табуретка. Жаль, некому заняться этой наболевшей проблемой.
– Помимо исторической демографии, вы взялись за историю гражданской войны. Чем вас привлекла эта тема?
– Занимаясь изучением демографических процессов в Коми крае, я должен был, естественно, составить представление о том, что уже было сделано другими исследователями. Наткнувшись на несколько любопытных публикаций в краеведческих изданиях 1920-х годов, я постарался побольше узнать об их авторах, о самих этих изданиях. Так я во второй половине 1980-х годов стал заниматься заодно и историей краеведения в Коми. А когда выяснилось, что многие краеведы активнейшим образом участвовали в политической борьбе 1917-1921 годов, то стал изучать их роль в событиях тех лет, а затем и сами события. Героев в гражданской войне, по-моему, быть вообще не может. Есть только жертвы. События революции и гражданской войны – величайшая трагедия России. И дело даже не в том, кто победил. Если бы перевес оказался на стороне приверженцев «Единой и Неделимой», то я не уверен, что в стране восторжествовала бы демократия. Во всяком случае, в независимой Польше и прибалтийских государствах, избегнувших большевизации, со временем установились режимы, весьма далекие от идеалов демократии.
– Известный в Сыктывкаре дом Жеребцовых имеет к вам какое-либо отношение?
– К сожалению, ни дом Жеребцовых, ни какой-либо другой дом к нашему семейству отношения не имеют. Хотя заманчиво было бы, наверное, предъявить права на какой-нибудь кирпичный особнячок в центре столицы. Тот дом Жеребцовых, в котором жили мой дед Николай Михайлович, один из создателей первых футбольных команд в Коми, и мой отец, был деревянным. Находился он на улице Первомайской, но сейчас от того дома ничего уже не осталось. Мои предки жили в Усть-Сысольске издавна. В 1586 году (более ранних сведений о нашем городе и его жителях не существует) в деревне Ивановской рядом с небольшим погостом Усть-Сысолой жил крестьянин Петр Иванович – скорее всего, сын основателя этой деревни. Его сын Поликарп и внук Фома жили в той же деревне, а правнуки Андрей и Игнат поселились в соседней деревеньке Емовской (составившей вместе с Ивановской и некоторыми другими будущее местечко Кодзвиль в районе современных улиц Интернациональной и начала Первомайской). Тогда большинство местных жителей фамилий не имели, но в начале XVIII столетия обзавелись ими. Получили фамилию и братья Андрей и Игнат, и их дети – они стали Жеребцовыми.
– Что как историк вы готовите к столетнему юбилею Республики Коми?
– Что может готовить ученый? Только очередные или внеочередные труды – научные, научно-популярные, учебные. Завершаю книгу «Вспомним день вчерашний». Это хроника событий, происходивших в республике в XXI веке. Пару десятилетий назад мы с коллегами выпускали «Историческую хронику», в которой события прослежены до начала нынешнего столетия; новая хроника – ее продолжение. Удивительно, но многие события, происходившие, казалось бы, совсем недавно, у многих почти улетучились из памяти. Готовлю новое издание историко-демографического справочника «Где ты живешь» о населенных пунктах Республики Коми. Предыдущее выходило еще на рубеже тысячелетий, с тех пор многое изменилось, да и в архивах удалось найти еще немало интересного. Надеюсь, в конце концов, закончить уже давно задуманную именно к 100-летнему юбилею республики научно-популярную книгу «Сто видных деятелей коми истории и культуры». Между прочим, могла бы получиться не-
безынтересная серия подобных книг: «Сто важнейших событий…», «Сто лучших произведений литературы и искусства…», «Сто главных природных достопримечательностей…». Попробую обсудить это с коллегами-учеными, с работниками культуры – среди них много энтузиастов.
Давненько в работе и справочник школьника по истории Коми, пора бы уже и с ним разобраться. К слову об учебной литературе: очень хотелось бы, чтобы школы Коми в 2021 году наконец-то получили не издававшиеся уже двадцать лет полноценные учебники по истории республики. Историки нашего института, и я в их числе, могли бы подготовить их в сотрудничестве с нашими коллегами из вузов. Я говорю о необходимости таких учебников уже более пяти лет.
А самые масштабные «юбилейные» проекты – те, которые под моим руководством будут готовить коллективы авторов. Один из них – научно-популярные очерки «Историко-культурное достояние Республики Коми» – инициирован республиканским министерством культуры, туризма и архивного дела. Уже создана общественная редколлегия, в которую вошли известные и уважаемые деятели культуры и ученые, разработан примерный план книги, определен круг авторов, собирается материал. Как только министерство определится с общим объемом книги, авторы смогут приступить к непосредственной работе над текстами.
Второй коллективный проект − серия книг «История Сыктывкара – столицы Республики Коми». Когда мы в этом году готовили научно-популярное издание «Сыктывкар в прошлом и настоящем», то собрали очень много материала, который в один том не уместился. Поэтому затеяли издать к юбилею республики десять выпусков. Первые две книги (одна приурочена к 75-летию Победы, другая – к 240-летию присвоения Сыктывкару статуса города) издадим уже в этом году, остальные планируем опубликовать в первом полугодии следующего. Они будут снабжены научно-справочным аппаратом (ссылками на литературу и источники), но по стилю ориентированы не только на специалистов-историков, но и на широкие круги читателей, интересующихся родной историей.
– Как заинтересовать историей родного края жителей республики?
– Очень просто: надо интересно о ней рассказывать и интересно ее показывать. У нас немало для этого делается. Есть весьма любопытные телепередачи, выходят публикации в газетах и журналах, устраиваются музейные выставки, издаются научно-популярные книги. И все же этого недостаточно. Хорошо бы снять к столетию республики фильм или даже серию фильмов об ее истории, о славных и о трагических страницах прошлого, о крупных исторических деятелях. Нужны разнообразные иллюстрированные книги по истории – бумажные и электронные, ориентированные на конкретную возрастную аудиторию: детей, молодежь, людей старшего возраста. Главное – нужно заниматься популяризацией исторических знаний не от случая к случаю, от юбилея к юбилею, а постоянно, целенаправленно, на государственном, республиканском, городском, районном уровне, а не уповая на энтузиастов-одиночек. Нельзя жалеть на это деньги, ссылаясь на всякие трудности. Даже в войну снимали фильмы, издавали книги, потому что понимали их значимость. А что же сегодня, в мирное время?
– Какие учебники по истории нужны в современной школе, чтобы воспитать у детей патриотизм?
– Нужны непременно учебники по истории республики, своей малой родины, и не один на чуть ли не все классы с 7-го по 11-й, как бывало раньше, а свои для старшеклассников, свои для школьников помладше. В идеале для каждого класса нужен свой учебник. Наши соседи в Архангельской области выпустили такие учебники – красочные, интересно написанные. А мы еще на первом съезде историков республики в 2015 году поднимали этот вопрос, обращались к правительству. В нынешнем году я не раз выступал на эту тему. Вроде бы меня услышали. Надеюсь, что в будущем году школьники получат новые учебники по истории Республики Коми.
Но это только часть проблемы. В последние годы часто обсуждалась проблема создания «единого учебника по истории». С моей точки зрения, такой единый учебник, помимо базового, общегосударственного компонента, который готовится централизованно, должен предусматривать обязательно включение компонента регионального, над которым работали бы историки в своих регионах. То есть в каждом регионе этот единый учебник должен иметь свою специфику. Например, в разделе о подвигах на фронтах Великой Отечественной войны должен присутствовать и материал о воинах из Коми, в разделе о всенародной помощи фронту – примеры патриотизма наших жителей, и т.п. Каждый регион России печатал бы свои такие учебники — региональные варианты единого общегосударственного учебника. Наверняка учиться по такому учебнику было бы гораздо интереснее, и патриотическое воспитание было бы куда действеннее.
– Что бы вы хотели получить в подарок на свой юбилей?
– Время. Мне очень нужно больше времени для работы и отдыха. Времени для того, чтобы осуществить «путешествие» в прошлое – в историю, построить планы на будущее. Времени для подготовки к новым юбилеям – республики, города, моих коллег, родных и близких, и своим собственным, разумеется. Времени всегда так мало, тем более что с годами, как известно, оно течет все быстрее. Историки знают цену времени. «Не думай о секундах свысока» – это не только о шпионах-разведчиках, это и о нас, историках.
– И какого подарка, на ваш взгляд историка, достойна республика в честь своего столетия? Может, НАО прирезать к Коми, как это предлагал Дмитрий Батиев?
– Не надо ничего ни прирезать, ни отрезать. Пусть этим занимаются кулинары и хирурги. «Отец Коми автономии» Батиев в свое время хотел «прирезать» и Новую Землю, и даже Шпицберген, и много чего еще, а в результате едва не «прирезали» саму идею создания республики. Зачем? Нам бы со своей землей разобраться, привести ее в порядок, обустроить ее, создать всем ее обитателям (и столицы, и самых отдаленных деревень) комфортные условия для жизни, работы и творчества, убедить их поверить в собственные силы, таланты и возможности и, наконец, избавиться от чувства стыда за многое из того, что происходит вокруг нас и с нами. Стыдно за то, что пока одни отчаянно борются против «мусорных» полигонов и реформ, другие устраивают мусорные свалки в собственных дворах и на улицах родных городов и весей. Стыдно за безнаказанность автохамов, плюющих на других автомобилистов и тем более на пешеходов. Стыдно, когда в театрах слышишь проникновенные слова, а на улицах – матерные. Стыдно, что в имеющей славную столетнюю историю республике не находится собственных лидеров, способных взять на себя ответственность за родной край. А многие былые руководители республики, городов и районов не на своих постах, а за решеткой или безвозвратно убыли в дальние края. Стыдно, что в большинстве населенных пунктов в домах нет газа и водопровода. Стыдно, что доехать-то до многих деревень и поселков весьма проблематично. Да что там до деревень, когда и до городов-то некоторых из нашей столицы на автомашине не добраться. Жду не дождусь первого автопробега Прокопьевка – Воркута, вот это был бы подарок к юбилею республики. Правда, боюсь, что только к 150-летнему. На самом деле, хочется, чтобы жить было лучше и веселее. Да и просто хочется жить. Жить в нашей замечательной республике, в нашем замечательном Сыктывкаре, где абсолютное большинство людей, я в этом уверен, – самые лучшие люди на Земле.
Источник: http://respublika11.ru/2020/11/24/igor-zherebtsov-istoriki-znayut-tsenu-vremeni/