Археологи Коми обнаружили шлем, не имеющий аналогов на европейском Северо-Востоке (Комиинформ)
Случайные археологические находки – частое явление в полевой практике археолога. Обычно это отходы обработки каменных орудий или фрагменты глиняной посуды, однако бывают и удивительные исключения.
Как сообщает Институт языка и литературы КНЦ УрО РАН, с 1 по 16 августа экспедиция под руководством Евгения Попова проводила археологическую разведку в бассейне р. Вишера. Целью работы являлся мониторинг состояния выявленных ранее объектов археологического наследия, уточнение сведений о них, определение их современного состояния и планирование мероприятий по обеспечению их сохранности.
Во время осмотра территории могильника Юванаяг на р. Нившера (правый приток р. Вишера), на склоне боровой террасы напротив старых раскопов, были обнаружены уникальные вещи – остатки железного шлема и бронзовая миска. Такие металлические миски ранее встречались на других курганных могильниках. Что касается шлема, в настоящий момент это – единственная, не имеющая аналогий, находка на европейском Северо-Востоке.
Могильник Юванаяг – один из восьми известных на территории Коми некрополей с курганными насыпями над погребениями. В археологии европейского Северо-Востока курганные могильники – “отзвук” Великого переселения народов – масштабных миграционных событий, перекроивших этническую карту Евразии и положивших начало эпохе раннего средневековья в Европе. Этот короткий период – V-VII вв. н.э. стал одной из самых ярких и загадочных в древней истории республики. В погребениях курганных могильников найден богатый инвентарь, не характерный для культуры местного населения – оружие и защитное снаряжение, украшения из бронзы, драгоценных металлов, стекла, поделочных камней, янтаря, культовые и престижные вещи.
Весь облик погребального инвентаря говорит о том, что вещи принадлежали людям, стоявшим на более высокой ступени развития, чем обитающие на Вычегде группы охотников и рыболовов. Их след тянется с территории верхнего Прикамья, откуда они пришли во второй половине V в. н.э. Однако в погребениях европейского Северо-Востока отсутствовали некоторые категории вещей, присущие аналогичным могильникам Прикамья.
Большинство предметов вооружения позволяет использовать оружие как в боевых действиях, так и на охоте. Лишь немногие виды вооружения используются исключительно в боевых действиях. К таковым следует отнести, в первую очередь, металлические шлемы.
Во все времена шлем являлся одним из важнейших элементов защитного вооружения воина. Защитное вооружение из металла относится к элитарным и дорогим категориям инвентаря, поскольку оно наиболее трудоемко и сложно в производстве. Зачастую, доспехи ввиду своей дороговизны передавались по наследству, именно потому шлемы в погребальных памятниках достаточно редки. Однако их находки в прикамских курганных могильниках позволяли предполагать возможное существование аналогичных вещей и в захоронениях на территории Коми, хотя археологическими раскопками данные не подтверждались. И только спустя более 30 лет изучения курганных некрополей эта загадка была решена находкой на могильнике Юванаяг.
Могильник Юванаяг датируется концом V – началом VI вв. н.э. Он был открыт и исследован Л.И. Ашихминой в 1986-1988 гг. На могильнике выявлено девять курганов высотой до 0,6 м и 23 погребения. Он оставлен первой волной переселенцев с территории Верхнего Прикамья – небольшой группы хорошо вооружённых воинов-всадников.
Среди погребений могильника выделяется одно сильно разграбленное в древности, с лежавшей на дне кольчугой. Не исключено, что найденные в ходе мониторинга остатки железного шлема с бронзовыми накладками, сваренного из нескольких сегментов, принадлежали именно ему. Со стороны спины сохранилось несколько колец, указывающих на то, что к нему крепилась кольчужная сетка-бармица, защищающая шею воина.
Учитывая отсутствие традиции использования местным населением доспехов, несомненно инокультурное происхождение шлема. Поиск аналогий уводит нас на территорию Вятско-Камского междуречья. Здесь сфероконические шлемы являются наиболее многочисленной группой среди боевых наголовий, однако бармицы встречены только на прикамских экземплярах середины I тыс. н.э. Точных аналогий шлему, найденному на Юванаяге, пока не известно.
Вероятно, в конце IV в. н.э. на территорию Вятско-Камского междуречья пришла небольшая группа воинов-мигрантов. Можно предположить несколько путей появления этих шлемов в лесной полосе европейской части России: источником могли быть как позднесарматское население Причерноморья, так и группы гуннского населения из Азии, потеснившего его. Дальнейшие исследования технологии изготовления, состава металлов и морфологических особенностей позволят ответить на вопрос о месте его изготовления и происхождении.
Источник: https://komiinform.ru/news/238548/
Татьяна Ткалун