В память участников оленно-транспортных батальонов
10 июня 2024 года в Сыктывкаре состоялось заседание Совета по культуре и искусству при Главе Республики Коми. В заседании Совета принял участие директор Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН д.и.н. И.Л.Жеребцов. Одним из обсуждавшихся вопросов было предложение Министерства национальной политики Республики Коми об увековечении в республике Дня памяти участников оленно-транспортных батальонов в Великой Отечественной войне в форме установления 20 ноября памятной даты – Дня памяти участников оленно-транспортных батальонов в Великой Отечественной войне.
ИЯЛИ ФИЦ Коми НЦ УрО РАН по просьбе министерства подготовил экспертное заключение относительно увековечения в Республике Коми памяти участников оленно-транспортных батальонов. В заключении отмечалось, что боевые подвиги оленно-транспортных (оленно-лыжных, лыжно-оленных) батальонов – значимая страница истории Великой Отечественной войны и Республики Коми, и память их участников, безусловно, заслуживает увековечения. Предлагаемая форма увековечения – установление 20 ноября памятной даты Дня памяти участников оленно-транспортных батальонов в Великой Отечественной войне – также представляется вполне обоснованной, поскольку именно 20 ноября в 1941 г. было принято секретное постановление № ГКО-930с «О проведении мобилизации оленей, оленьих упряжек и ездовых (каюров) в Коми АССР и Архангельской области», подписанное председателем ГКО СССР И.В.Сталиным. Государственного Комитета Обороны.
В нем говорилось: «Для обеспечения формирований Карельскому фронту 12-ти лыжно-оленьих батальонов на территории Архангельского Военного округа Государственный Комитет Обороны постановляет: Разрешить Военному Совету Архангельского Военного округа провести мобилизацию оленей, оленьих упряжек и ездовых (каюров) на территории Коми АССР и Архангельской области».
28 ноября 1941 г. из Новикбожа через Ижму и Усть-Цильму в Архангельскую область выступил первый оленно-лыжный отряд (эшелон), сформированный из жителей печорских и усинских селений (316 бойцов, 1681 олень). В дороге к нему присоединились ижемцы и оленеводы нижнепечорских селений. На фронте оленно-транспортные подразделения оказались незаменимыми. Олени проходили там, где не мог пройти никакой другой транспорт. Оленно-транспортные батальоны перевозили раненых; доставляли различные грузы; перевозили офицеров связи, донесения, почту; сопровождали партизан, которые с их помощью могли углубиться в тыл на 300 и более километров; принимали участие в разведывательных и десантных операциях. С помощью оленей с линии фронта и из глубокого тыла противника было вывезено 10142 раненых солдат, доставлено к переднему краю 7985 военнослужащих и 17087 тонн боеприпасов и продовольствия. Каюры разыскивали в малодоступной местности сбитые советские самолеты и вывозили экипажи и самолеты.
В ноябре 1944 г. после освобождения Карелии и Мурманской области оленно-транспортные батальоны были расформированы. Из 10000 оленей, направленных на фронт в 1941 г., уцелело немногим более тысячи. Бойцы оленно-транспортных батальонов были переведены в другие части, участвовали в освобождении Чехословакии, в разгроме фашистских войск на территории Германии, в войне с Японией. В 1947 г. часть воинов-оленеводов направили на Чукотку, где для срочного усиления пограничной охраны нужны были бойцы, хорошо владевшие навыками передвижения на оленях.