Шлем эпохи великих переселений (Республика)

Шлем эпохи великих переселений (Республика)

Уникальную находку обнаружили в этом году археологи Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН. Средневековый железный шлем и бронзовая миска были найдены не в ходе раскопок, а под деревом. Можно сказать, что там они ждали ученых. 

В первой половине августа экспедиция под руководством старшего лаборанта сектора сохранения и популяризации археологического наследия ИЯЛИ КНЦ Евгения Попова проводила археологическую разведку в бассейне реки Вишеры в Корткеросском районе. Нужно было проверить уже известные объекты археологического наследия, уточнить сведения о них, определить их современное состояние и составить план мероприятий по обеспечению их сохранности.

Во время осмотра территории могильника Юванаяг на реке Нившере, на склоне боровой террасы, напротив старых раскопов и были найдены остатки железного шлема и бронзовая миска. Если аналогичные миски уже ранее встречались в других курганных могильниках, то шлем – это единственная, не имеющая аналогий находка на европейском Северо-Востоке.

– Еще до экспедиции один товарищ мне в шутку предсказал, что я найду шлем, и так и произошло, – рассказал «Республике» Евгений Попов. – Сложно сказать, как он оказался на поверхности. Скорее всего, его выкопали около тридцати лет назад, положили под дерево и потеряли. Может, не смогли найти место, куда положили, или хотели вернуться за находкой позже, но не пришли.

Могильник Юванаяг – один из восьми известных на территории Республики Коми некрополей с курганными насыпями над погребениями. В археологии европейского Северо-Востока курганные могильники – наследие великого переселения народов – масштабных миграционных событий, перекроивших этническую карту Евразии и положивших начало эпохе раннего Средневековья в Европе. Этот короткий период – V-VII века нашей эры – стал одной из самых ярких и загадочных в древней истории республики.

В погребениях курганных могильников найден богатый инвентарь, не характерный для культуры местного населения. Это оружие и защитное снаряжение, украшения из бронзы, драгоценных металлов, стекла, поделочных камней, янтаря, культовые и престижные вещи. Вероятно, в конце IV века нашей эры на территорию Вятско-Камского междуречья пришла небольшая группа воинов-мигрантов. Во второй половине V века нашей эры южные кочевники с территории Верхнего Прикамья пришли в леса нынешнего Коми края.

Могильник Юванаяг датируется концом V – началом VI века нашей эры. Он был открыт и исследован Лидией Ашихминой в 1986-1988 годах. На могильнике найдено девять курганов высотой до 0,6 и 23 метров погребения. Он оставлен первой волной переселенцев с территории Верхнего Прикамья – небольшим отрядом хорошо вооруженных воинов-всадников. Среди погребений могильника выделяется одно – сильно разграбленное в древности, с лежавшей на дне кольчугой. Не исключено, что найденные в минувшем августе остатки железного шлема с бронзовыми накладками, сваренного из нескольких сегментов, именно из этого захоронения. С задней стороны шлема сохранилось несколько колец, указывающих на то, что к нему крепилась кольчужная сетка-бармица, защищавшая шею воина.

– Учитывая отсутствие традиции использования местным населением доспехов, несомненно неместное происхождение шлема, – уверен Евгений Попов. – Поиск аналогий уводит нас на территорию Вятско-Камского междуречья. Здесь сфероконические шлемы являются наиболее многочисленной группой среди боевых наголовий, однако бармицы встречены только на прикамских экземплярах середины первого тысячелетия нашей эры. Точных аналогий шлему, найденному на Юванаяге, пока неизвестно.

Большинство предметов вооружения использовалось как в боевых действиях, так и на охоте. Лишь немногие виды оружия использовались исключительно в боевых действиях. К таковым следует отнести в первую очередь металлические шлемы. Во все времена шлем являлся одним из важнейших элементов защитного вооружения воина. Защитное вооружение из металла относится к элитарным и дорогим категориям инвентаря, поскольку оно наиболее трудоемко и сложно в производстве. Зачастую доспехи ввиду своей дороговизны передавались по наследству, именно поэтому шлемы в погребальных памятниках достаточно редки. Однако их находки в прикамских курганных могильниках позволяли предполагать возможное существование аналогичных вещей и в захоронениях на территории Республики Коми, хотя археологическими раскопками данные не подтверждались.

Можно предположить несколько путей появления этих шлемов в лесной полосе европейской части России: источником могло быть как позднесарматское население Причерноморья, так и группы гуннского населения из Азии, потеснившего его. Дальнейшие исследования технологии изготовления, состава металлов и морфологических особенностей помогут ответить на вопрос о месте его изготовления. ↓

Артур АРТЕЕВ

Фото автора

Напомним, что в Княжпогостском районе в 1974 году группа археологов под руководством Элеоноры Савельевой раскопала Веслянский курганный могильник, оставшийся от эпохи раннего Средневековья – VI-VII веков нашей эры. Здесь находились кинжалы, боевые ножи, кольчуги, монеты. А также серебряный ритон в форме головы быка. Эти находки свидетельствуют о приходе в наш край кочевников из южных степей. Пришельцы являлись опытными литейщиками, хорошо владевшими техникой обработки железа. А богатые захоронения принадлежали знатным воинам. В культуре кочевников прослеживаются сарматские традиции. Многие предметы, в том числе такие специфические детали погребального обряда, как золотые и серебряные наротники и наглазники, находят аналогии в древностях Северного Причерноморья. Вероятно, пришлые группы людей были немногочисленны и вскоре ассимилировались с местным населением. Уникальные находки, сделанные на Веслянском могильнике, хранятся в Эрмитаже.

Источник: http://respublika11.ru/2022/09/14/shlem-epohi-velikih-pereseleniy/