Печальная новость. Ушел из жизни Михаил Борисович Рогачев
3 января 2021 г. ушел из жизни замечательный исследователь, талантливый педагог и известный общественный деятель Михаил Борисович Рогачев. Судьба отвела ему немногим больше 68 лет, но дозволила сделать столько, что многим другим этого хватило бы на несколько жизней.
Михаил Рогачев появился на свет 29 сентября 1952 г. в Риге. Быть может, именно очарование этого города с богатейшей и противоречивой историей, с буквально дышащими стародавним прошлым узкими улочками старой Риги сподвигли его выбрать путь историка. Подобно ряду других ученых, сделавших научную жизнь Сыктывкара и Коми республики яркой, запоминающейся и интересной не только для нас, местных жителей, но и для тех, кто бывал тут с краткими (или не очень) визитами, Рогачев закончил исторический факультет Ленинградского государственного университета, где получил блестящее образование и первые навыки исследовательской работы.
В Коми его карьера началась в 1975 г., причем на ниве просвещения – первым местом работы Михаила Борисовича в республике была школа в деревне Туискерес Усть-Вымского района. Однако уже на следующий год он поступил в аспирантуру Коми филиала Академии наук СССР – на талантливого выпускника ЛГУ обратил внимание один из ведущих ученых-гуманитариев Института языка, литературы и истории религиевед, этнограф и историк Ю.В.Гагарин, ставший научным руководителем М.Б.Рогачева. Первым направлением научных исследований М.Б.Рогачева стало религиоведение. Под руководством Ю.В.Гагарина он изучал религиозную ситуацию в Коми АССР второй половины семидесятых годов ХХ века, подготовил несколько публикаций.
Окончив аспирантуру в 1979 г., молодой исследователь пришел на должность младшего научного сотрудника в сектор этнографии ИЯЛИ Коми филиала АН СССР. Он завершал работу на кандидатской диссертацией и, вне всякого сомнении, успешно защитил бы ее, если бы не скоропостижная смерть научного руководителя Ю.В.Гагарина, которая по странному стечению обстоятельств тоже пришлась на январь, только произошло это ровно 40 лет назад… Поиски нового научного руководителя, который был бы специалистом по этой проблематике, оказались делом долгим и сложным. Тем временем и подходы к религиеведческим исследованиям стали меняться, и у М.Б.Рогачева появились совсем иные научные интересы (хотя проблемами истории религии он продолжал заниматься и в последующие годы, изучая, в частности, судьбы православных священников и историю храмов).
В первой половине 1980-х гг. М.Б.Рогачев по совету выдающегося коми этнографа Л.Н.Жеребцова, возглавлявшего тогда сектор этнографии, стал заниматься изучением происходивших в то время в республике этнических процессов. Это было относительно новое для института научное направление, требовавшее разработки специальной методики исследований, и М.Б.Рогачев принял в этом самое активное участие, внеся весомый вклад в организацию и проведение первых в Коми массовых опросов населения по этническим проблемам, на основе которых опубликовал ряд научных работ по вопросам этнолингвистики, межнациональных браков, национальному составу населения республике. Итогом этих исследований должна была стать новая кандидатская диссертация, которую Михаил Борисович мог бы защитить в начале 90-х, но и тут не сложилось… Впрочем, результаты научных изысканий не пропали: они вошли в опубликованную в Екатеринбурге в 1996 г. обстоятельную монографию «Современные коми», подготовленная М.Б.Рогачевым в соавторстве с коллегами по сектору Н.Д.Конаковым и О.В.Котовым, и в коллективный труд «Народы Поволжья и Приуралья», изданный Российской академией наук в 2000 г.
На рубеже 80-х – 90-х гг. для исследователей открылись архивные фонды, в которых хранились документы, связанные с историей политических репрессий, и Михаил Борисович с головой погрузился в «репрессивную» проблематику, став ведущим в республике (и, без сомнения, одним из ведущих в России, да и за ее пределами) специалистом по этой теме. Он опубликовал цикл статей по истории поляков-спецпереселенцев в Коми АССР, исследования по спецпереселенцам и политическим заключенным тридцатых-пятидесятых годов, биографический справочник «Репрессированное православное духовенство и монашество Коми края» и множество других работ. Науку М.Б.Рогачев органично сочетал с общественной деятельностью: в 1989 году он участвовал в создании сыктывкарского общества «Мемориал», в 1990 г. возглавил его и до 2007 г. являлся председателем правления «Мемориала». В 2005 г. Рогачев наконец-то стал кандидатом исторических наук, защитив в диссертационном совете при Сыктывкарском государственном университете диссертацию «Депортированные польские граждане в Коми АССР в 1940-1944 годах». Его друзья и коллеги вздохнули с облегчением: третью написанную им диссертацию Борисыч (как многие называли его в глаза и за глаза) всё же согласился довести до защиты − правда, только после длительных уговоров, да и то, наверное, благодаря тому, что ему стало интересно защититься в один и тот же день и в одном и том же месте со своим сыном…
Наверное, самым любимым, самым «родным» направлением исследований стала для М.Б.Рогачева история Усть-Сысольска – Сыктывкара. Еще в середине восьмидесятых годов его увлекло новое направление исследований, которое сегодня назвали бы антропологией города. Ученый собирал разнообразные материалы по этнографии и истории Усть-Сысольска и в 1989 г. совместно с коллегой-историком А.И.Цоем (добавившим материалы по городской экономике) издал интереснейшую книгу «Усть-Сысольск: страницы истории». (Как рассказывал сам автор, он планировал назвать книгу «Старый Усть-Сысольск», но издатели − а точнее, курировавшие Коми книжное издательство ответственные товарищи − почему-то решили название поменять). А более полутора десятилетий спустя появился главный на тот момент результат исследований, посвященных дореволюционному городу − фундаментальная книга «“Столица зырянского края”: Очерки истории Усть-Сысольска конца XVIII – начала ХХ веков», два издания которой (в 2006 и 2010 годах) в считанные дни стали библиографической редкостью. Книгой Михаил Борисович не ограничился: он рассказывал об истории Сыктывкара в различных телепередачах, в газетах и журналах, на бесплатных краеведческих прогулках-экскурсиях «Пешком по Усть-Сысольску», с готовностью консультировал работников музеев, библиотек, учебных заведений…
В ИЯЛИ М.Б.Рогачев пользовался большим уважением и доверием и как ученый, и за свои человеческие качества. Он с удовольствием ездил в экспедиции и командировки, участвовал в спортивных соревнованиях, не отлынивал ни от чтения лекций для населения (что в 70-е – 80-е гг. считалось весьма важным), исправно колеся с группой товарищей по городам и весям, ни от ежегодного сенокоса в селе Межадор, переборки картофеля и прочих даров природы на сыктывкарских овощебазах (что считалось еще более важным), а также субботников и прочих мероприятий, являвшихся неотъемлемой чертой жизни советского ученого, в особенности молодого.
Несколько лет – пока не «состарился» − М.Б.Рогачев возглавлял Совет молодых ученых института, избирался членом Ученого совета, руководил профсоюзной организацией ИЯЛИ. При этом Михаил Борисович, мягко говоря, не очень любил руководить другими. Для него гораздо проще было сделать что-либо самому, чем поручить кому-то выполнить задание и контролировать выполнение. Поэтому, руководя молодыми учеными или профсоюзным комитетом, он, вместо того чтобы распределить обязанности между «подчиненными», обычно тащил весь воз общественных обязанностей на себе (если только кто-то сам не предлагал свою помощь в каком-нибудь деле). И если в Совете молодых ученых дел было не слишком много (хотя молодежи тогда было существенно больше, чем ныне), да и связаны они были всё-таки с наукой, то навалившиеся на его плечи руководящие профсоюзные заботы М.Б.Рогачева тяготили настолько, что, «отбыв» председателем профкома свой срок, он заявил на собрании, чтобы его ни за что не выбирали снова, пригрозив, что иначе вовсе выйдет из профсоюза…
В 1992 г. М.Б.Рогачев перешел на работу в Коми республиканский академический лицей при Сыктывкарском университет на должность заместителя директора по научно-методической работе, преподавал историю России и историю и культуру Коми края. Одной из причин этого шага было, вероятно, желание более активно делиться своими знаниями с другими (не случайно он в бытность работы в ИЯЛИ активнейшим образом занимался популяризацией науки, став одним из инициаторов создания и составителей популярного краеведческого альманаха «Родники пармы»). Лицей дал ему такую возможность: лицеисты с огромным интересом воспринимали знания, которыми Михаил Борисович с ними щедро делился.
На новом месте работы Михаил Борисович мгновенно завоевал уважение коллег и любовь учащихся. Его занятия проходили интересно, зачастую неформально, а знания, которые получали лицеисты, выходили далеко за рамки школьной программы (говорю об этом со знанием дела, поскольку моя старшая дочь училась у Борисыча, и вопросы, с которыми она обращалась к нам с супругой – между прочим, опытным преподавателем истории, − после занятий, нередко заставляли нас глубоко задуматься). Одним преподаванием Рогачев не ограничивался: он был классным руководителем, ездил со своими подопечными в походы, участвовал вместе с ними в разных проводившихся в лицее мероприятиях… Лицеисты были от него в восторге.
В период работы в лицее Михаил Борисович подготовил или участвовал в подготовке нескольких учебных пособий: «Летопись Коми края», рабочая тетрадь «История Республики Коми», хрестоматия «Документы по истории России. Происхождение славян. Киевская Русь». Самым значительным из них является. безусловно, единственный до настоящего времени «полноправный» учебник для школ «История Республики Коми. 7-11 классы», изданный в 2000 г.; М.Б.Рогачев был не только основным автором учебника, но и научным руководителем и ответственным редактором книги. Кроме того, он продолжал вести научные исследования, был соавтором вышедших в конце девяностых – начале двухтысячных годов нескольких фундаментальных трудов, среди которых трехтомная энциклопедия «Республика Коми», «Историко-культурный атлас Республики Коми», «Атлас Республики Коми», «Связь времен», двухтомная «История Республики Коми» и мартиролог «Покаяние». С ИЯЛИ он поддерживал тесные контакты, продолжал еще несколько лет по совместительству работать в институте.
В 2009 г. Михаилу Борисовичу из-за болезни пришлось распрощаться с педагогической деятельностью, и он сосредоточился на работе в Коми республиканском благотворительном общественном фонде жертв политических репрессий «Покаяние», у истоков создания которого он стоял. Одной из важнейших задач фонда изначально являлся выпуск Коми республиканского мартиролога жертв политических репрессий «Покаяние». Это уникальное, единственное в России издание, издающееся в рамках выполнения государственной региональной программы по увековечению памяти жертв политических репрессий. М.Б.Рогачев как автор и научный редактор принимал участие в подготовке 13 томов (22 книг) мартиролога. В 2000 г. он стал председателем правления фонда и главным редактором мартиролога. После вынужденного ухода из лицея это стало основной работой Рогачева. При этом правлением он руководил на общественных началах, а скромную зарплату получал лишь как главный редактор мартиролога. В 2015 г., когда фонд на год лишился финансирования (после чего, кстати, очередной том мартиролога так и не был издан), М.Б.Рогачев временно работал библиографом в музее, читал лекции по краеведению в Центре детско-юношеского туризма, проводил экскурсии по Сыктывкару. В 2016 г. руководимый М.Б.Рогачевым фонд «Покаяние» возобновил выпуск мартиролога. Сам Михаил Борисович не раз говорил о значимости работы над мартирологом: «Это очень важно — восстановить имена, потому что безликая история никому не интересна». Последний выпуск мартиролога (том 13, часть 2) издан в прошлом годуг.
За свою многогранную научную и общественную деятельность Михаил Борисович был заслуженно удостоен разнообразных наград, среди которых орден св. Макария Русской Православной церкви, Кавалерский крест «За заслуги перед Польшей» Польской республики, премия имени Егора Гайдара, премия фонда имени Лихачева, знак отличия «За заслуги перед Республикой Коми», почетное звание «Заслуженный работник Республики Коми».
В последние годы Михаил Борисович не раз говорил об окончательном переезде в Сестрорецк. Он каждый год уезжал туда (практически навсегда!) – и снова возвращался в Сыктывкар (хотя бы на время). Его тянуло сюда, в город, который почти на четыре десятилетия стал его родным домом, его второй родиной, где он состоялся как ученый, общественный деятель и педагог. В город, историю которого он так глубоко изучил и так близко принял к сердцу… Наверное, это судьба, что последние научные работы М.Б.Рогачева были связаны с историей Сыктывкара
В первой половине 2020 года Михаил Борисович вместе с коллективом историков подготовил обстоятельнейшие научно-популярные очерки «Сыктывкар в прошлом и настоящем», изданные по заказу городского руководства. А во второй половине прошлого года при его непосредственном участии завершалась работа над первыми выпусками книжной серии «Сыктывкар – столица Республики Коми», приуроченной к столетию национальной государственности (пандемия внесла в планы свои коррективы, и не удалось опубликовать эти книги к концу 2020 г., так что они выйдут, увы, уже с траурной рамкой вокруг фамилии «Рогачев»). В последние месяцы своей жизни Михаил Борисович собирал и систематизировал материалы по истории города первых десятилетий советской власти («Всё понемногу пишу историю Усть-Сысольска в 1920-1930-е», − писал он из Сестрорецка 3 ноября 2020 г.), что-то советовал, консультировался, делился своими находками… Он размышлял над тем, как организовать работу фонда «Покаяние» в 2021 г., был полон планов, среди которых значилось и издание уже готовой книги, посвященной истории сберегательных касс. Увы, и ее он тоже не увидит…
Здоровье, уже подводившее Михаила Борисовича раньше, вновь засбоило прошедшей осенью. Родные и друзья с тревогой следили за диагнозами, которые ставили то одни, то другие врачи. Острое беспокойство сменялось надеждой на благоприятный результат лечения, и надежда эта, казалось, всё крепнет. Но, увы, неспешное течение (и лечение) болезни внезапно было нарушено коронавирусом, и Михаил Борисович ушел от нас, оставив свои недописанные и неизданные новые книги, нереализованные планы.
Гуманитарная наука лишилась творческой личности, олицетворявшей собой целое направление исследований коми истории ХХ века; уникального специалиста, которого едва ли в ближайшие годы кто-то сможет заменить. С небосклона республики упала и без остатка сгорела яркая звезда, и у каждого из нас стало темнее на душе…
Игорь Жеребцов