Экспедиция фольклористов в Нювчим
В период 2-11 октября 2024 г. сотрудники сектора фольклора проводили сбор фольклорно-этнографических материалов в пос. Нювчим Сыктывдинского района Республики Коми (нач. отр. к.филол.н. Ю.А. Крашенинникова, лаб. к.филол.н. С.Г. Низовцева, м.н.с. П.А. Истомина). Полевое исследование направлено на изучение фольклорной культуры населения заводского поселения Нювчим, сформированного русскими переселенцами в иноэтничном окружении, и является продолжением работ по изучению духовной культуры русского старожильческого населения горнозаводских поселений республики, выполняемых с 2010 г. Исследование проводилось по плановой теме НИР «Поэтика фольклора народов Европейского Севера России в синхронии и диахронии» (2021-2025) (рег. № 121051400044-2).
В интервью прорабатывались многие исследовательские темы: календарно-обрядовый, семейно-обрядовый, песенно-игровой, игровой фольклор, семейная и календарная обрядность, демонология, скотоводческая, строительная обрядность, заговорно-заклинательная поэзия, фольклорная проза, прозвищный фольклор. Записаны материалы о похоронно-поминальной обрядности, календарной обрядности, народной медицине (лечение щетинки у детей, грыжи, сглаза, чирья; траволечение), детской (детские игры «СтреЕлки», «Десять палочек», «Попа гонять», «Матки», «Утки и охотники», «Городки», мн. др.) и молодежной игровой культуре, народному этикету, топонимические сведения, проч. Зафиксированы тексты и фрагменты необрядовой лирики, песенного игрового фольклора, календарная словесность (приметы, приговорки, благопожелания, запреты, др.), календарно-обрядовая и семейно-обрядовая поэзия (фрагменты свадебных песен, рождественские славления), заговорно-заклинательная поэзия (заговор на глазной ячмень, неканонические молитвы на сон и пробуждение, вход/выход из леса), топонимические дразнилки (Слобода – борода, Угор – гнилой забор), тексты считалок («На золотом крыльце сидели», «Ата-комата»). Разнообразна устная проза: мифологические рассказы о персонажах низшей мифологии; рассказы о сглазе и способах защиты от него; суеверные рассказы о колдунах с мотивами порчи колдуном скота, оборотничества колдуна, тяжелой смерти колдуна, др.; рассказы о божественном наказании за уничтожение святыни; топонимические предания, легенды об основании Нювчима, рассказы о событиях Гражданской и Великой Отечественной войн, заводская проза (о чугуноплавильном заводе, цехах, продукции, мастерах, заводская терминология, др.). Зафиксированы сведения о строительстве нового дома, обряде перехода в новый дом и обряде «пуска и обмывания первого дыма».
В материалах, посвященных местным промыслам, наиболее интересны данные о традиции кружевоплетения, привнесенной в Нювчим вологодскими переселенцами; специфике изготовления нювчимских баранок; охотничьем и рыболовном промыслах. Записывались материалы по повседневности второй половины XX в. (постановки местного театра, праздничные демонстрации, проч.). Уточнен репертуар местного народного хора.
Большой блок материалов посвящен прозвищной культуре: дополнены имеющиеся данные по прозвищному фольклору (родовые, коллективные, личные прозвища, рассказы о «приобретении» каким-либо жителем того или иного прозвища с объяснением мотивации). Дополнены материалы по микротопонимике (названия местечек, дорог, мостов, полей, охотничьих угодий), приметам (лист долго не падает или много рябины – к холодной зиме, солнце садится в тучи или дым ложится к земле – клёв будет плохой, плесень на земле – к урожаю, др.).
Опрошено 47 человек 1931-1981 годов рождения, записано около 41 часа цифровой аудиозаписи, сделаны фотографии. Собран и атрибутирован большой объем фотографий 1950-1980-х годов, на которых зафиксировано празднование местных праздников, исполнение семейных обрядов, быт местного населения. Исследование финансировалось за счет бюджетных средств Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН.
Начальник отряда Ю.А. Крашенинникова
Фото автора