Четыре «странных страны» историка Б.Р. Колегова
В Сыктывкаре издана книга научного сотрудника Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН Б.Р.Колегова, посвященная истории столицы нашей республики 60-х – начала 70-х гг. ХХ века, отраженной на страницах газеты «Красное знамя» («Странная страна. Город Сыктывкар и его обитатели на страницах газеты «Красное знамя». 1963-1971 гг., ч.4. / Сост. Б.Р.Колегов. Сыктывкар, 2020. 360 с.). Автор проделал огромную работу, просмотрел более 500 газет того времени и выбрал из них самую интересную и важную (в историческом контексте) информацию. Кроме того, в комментариях исследователь дал собственную оценку многим событиям, исходя из личных воспоминаний. Книга содержит около 2000 газетных материалов (статьи, объявления, стихотворения), две картосхемы Сыктывкара, перечень городских объектов и названия городских улиц в Сыктывкаре с 1963 по1971 годы.
Это издание – уже четвертый выпуск книжной серии, над которой историк плодотворно работает в последние годы. В первых двух томах показаны события истории города и горожан, освещенные в республиканских газетах 1918-1954 гг. Третий том характеризует жизнь Сыктывкара в период, условно определенный автором, как период перехода от «сталинской эпохи» тоталитаризма к более умеренной и весьма противоречивой авторитарной эпохе Хрущева.
В четвертом томе отражены наиболее значимые события, происходившие в Сыктывкаре в шестидесятых-семидесятых годах. В 1963 г. был построен новый посёлок лесокомбината с поликлиникой и другими объектами; старые здания были разобраны, на этом месте соорудили механизированную биржу для хранения пиломатериалов. В 1963 г. пустили в эксплуатацию железнодорожную ветку от города до лесокомбината. 17 апреля 1970 г. открыт ЦУМ «Сыктывкар» на 200 рабочих мест. В городе стали активно развиваться лесообрабатывающая (лесопильно-деревообрабатывающий комбинат), судостроительно-судоремонтная (Вычегодский судоремонтный и Вычегодский судостроительно-судоремонтный заводы) и машиностроительная (Сыктывкарский механический завод) отрасли. Наличие вблизи города минеральных строительных материалов (песка и глины) послужило толчком к дальнейшему развитию во второй половине 50-х – начале 60-х гг. ХХ в. домостроительной отрасли (Сыктывкарский кирпичный завод и Сыктывкарский железобетонный завод). Проведенная в этот период железная дорога Микунь – Сыктывкар, в сочетании с речным судоходством, прочно связала Сыктывкар с центральными районами СССР. В 1969 г. государственная комиссия приняла в эксплуатацию первые предприятия ЛПК. Первенца лесохимической индустрии Коми АССР строила вся страна. Свыше 500 промышленных предприятий союзных республик поставляли оборудование и механизмы.
Страна начала подготовку к 100-летию со дня рождения Ленина. В честь вождя социалистические соревнования в регионах приняли небывало широкий размах. В эти годы газетчики активно вмешивались во все сферы жизни республики. Этот период, можно назвать «золотым» для журналистики Коми – вот когда, действительно, прессу по праву именовали «четвёртой властью». Это десятилетие, охватившее седьмую и восьмую пятилетки, можно принято считать самым значимым в истории газеты «Красное знамя». В 1968 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР газета была награждена орденом «Знак Почёта».
Как и первые три выпуска, 4-й том (который автор пока считает заключительным) адресован не только исследователям, но и всем, кто интересуется историей Сыктывкара. На ее страницах каждый найдет интересную для себя информацию – о спорте, учебных заведениях, событиях культурной жизни и многом другом.