Предыстория: От Геродота до коми-русских разговорников XVIII в.

Преданья старины глубокой.

Кто был первым исследователем истории и культуры коми народа? Когда начались такие исследования? На эти вопросы нет однозначных ответов. Уже в глубокой древности появились первые сведения о живших на Севере Европы народах. Например, древнегреческий ученый Геродот в V веке до нашей эры написал труд «История», где, в частности, привел сведения об охотничьих племенах, живших на далеком Севере (может быть, имелись в виду предки современных финно-угорских народов), а готский историк Иордан, в VI веке нашей эры в книге «О происхождении и деяниях гетов» упомянул о живших на Севере финских племенах. Но к изучению истории и культуры коми, разумеется, все эти «преданья старины глубокой» (весьма отрывочные и порой весьма далекие от истины) отношения не имеют, поскольку коми народ появился существенно позже.

Вряд ли могут претендовать на первенство и путешественники IX и Х столетий – такие как скандинав Отар, совершивший в IX веке морское путешествие в землю Биармию и рассказавший по возвращении о виденных там жителях-биармийцах, живших на берегах большой реки (не исключено, что он имел в виду Европейский Северо-Восток, хотя есть на сей счет и другие суждения), или секретарь Багдадского халифа Ахмед Ибн-Фадлан, который в 921–922 годах побывал на Волге (в Волжской Булгарии) и привез оттуда на Ближний Восток рассказ о богатой соболями и черно-бурыми лисицами стране Вису (по мнению некоторых ученых, речь в этом рассказе идет о Северном Приуралье, и, в частности, возможно, о территории современной Республики Коми). Ведь даже если Отар и Ибн-Фадлан действительно поведали правителям Западной Европы и Передней Азии об обитателях Европейского Северо-Востока, они слегка «поспешили»: по данным археологов, народ коми сформировался лишь в XI столетии, уже после их путешествий.

На землях древних коми уже в XI веке побывали славяне – новгородцы. Появлялись они здесь и в XII, и в XIII столетиях. Через них весьма скупые сведения о древних коми попали в русские летописи и, в частности, в знаменитую «Повесть временных лет». Однако язык не поворачивается назвать «исследователями» новгородских полуразбойников-полуторговцев (как и их скандинавских «коллег», время от времени являвшихся в «Биармию»), которым, впрочем, до культуры, быта, да и языка местных жителей дела было мало. Их больше интересовали пути сообщения и природные богатства.

 

Стефан и Епифаний.

Пожалуй, лишь в XIV веке появился человек, которого действительно можно было бы рассматривать как одного из первых исследователей коми языка – уроженец Устюга Стефан Пермский, в 1372 году в Ростове создавший древнекоми письменность. Стефановская азбука состояла из 24 букв: а, бур, гаи, дои, е, жои, зата, зита, и, коке, лей, мено, нено, во, пеи, реи, сии, таи, цю, шюй, ы, е, ю, о; позднее, к концу XIV века, для учета особенностей фонетики древнепермского языка были добавлены еще две – «джои» (дж) и «черы» (тш); возможно, что еще позже, в XV и последующих столетиях, в азбуку могли добавляться новые буквы. В качестве образца Стефан использовал буквы греческого и славянского алфавита, а также древнекоми «пасы» – знаки, изображавшиеся на различных предметах. Создание Стефановской азбуки стало выдающимся событием в истории коми культуры. Однако заметим, что Стефан, собственно, научных целей не преследовал: письменность нужна была ему для того, чтобы перевести на коми язык богослужебные книги, сделать их понятными и доступными для древних коми, среди которых он намеревался проповедовать православие (что ему в полной мере и удалось). Более того: существует гипотеза, что Стефан лишь использовал для перевода и записи богослужебных книг уже функционировавший у древних коми алфавит, возможно, внеся в него некоторые изменения, либо, по крайней мере, взял за основу или использовал бытовавшую древнекоми письменность при создании своей азбуки.

Даже если Стефан и пришел в Коми край, по словам писателя Л.Н.Смоленцева, «ученым богословом-философом» (но отнюдь не лингвистом), то затем он все силы отдавал религиозной, просветительской, даже административной и политической деятельности; ему было уже не до научных изысканий. Собственно, вполне вероятно, что Стефан и не считал нужным более заниматься ими: коми язык он в нужной мере знал, письменность, в значительной мере обеспечившую успех его миссионерской работы, уже создал, а языческая культура древних коми (дохристианские верования, обряды, обычаи и проч.) вряд ли его интересовала – разве что как объект беспощадной борьбы: «Разъярился владыка Стефан на кумирницы пермскии поганые, истуканные, изваянные, издолбленные боги их в конец сокрушил, раскопал, огнем пожегл, топором посекл, сокрушил обухом, испепелил без остатку», – говорится в Вычегодско-Вымской летописи.

Быть может, в большей мере право считаться первым исследователем коми истории и культуры может принадлежать современнику Стефана – ростовскому монаху Епифанию Премудрому, автору труда «Житие святого Стефана, епископа Пермского», который можно было бы назвать первой работой, посвященной Коми краю. В «Житии» содержится немало ценных сведений о расселении, религиозных верованиях древних коми второй половины XIV столетия. Но главное внимание уделено, конечно, самому Стефану; остальные данные являются, в сущности, лишь фоном, на котором развертываются деяния епископа Пермского. Заметим, что работа над «Житием» началась в 1390-х годах в Москве, куда Епифаний перебрался из Ростова, и завершена была там же к исходу XIV или в начале XV века; так что древних коми автор описывал, так сказать, «издалека». Епифаний, кстати, является также автором «Жития Сергия Радонежского» и послания архимандриту Спасо-Афанасьева монастыря в Твери Кириллу, в котором идет речь о художнике Феофане Греке. Возможно, Епифаний участвовал также в составлении «Слова о житии и преставлении Дмитрия Ивановича, царя Рускаго» и некоторых летописей.

 

О чем рассказывают летописи.

Немаловажное значение имели северные летописи, повествовавшие о событиях, происходивших на Севере Руси. Один из наиболее важных исторических источников по средневековой истории региона, содержащий уникальные сведения – Вологодско-Пермская летопись, работа над которой началась около 1496 года. Историк М.Б.Рогачев пишет, что ее, возможно, составил сподвижник одного из крупнейших церковных деятелей ХV в. епископа Филофея Пермского «владычный слуга» Леваш. Считают, что Леваш был образованным человеком и незаурядным писателем. Именно ему, кстати, епископ Филофей поручил составить свод сведений о Сибири, каковым стало «Сказание о человецех незнаемых в восточной стране» (конечно, то был свод легендарных сведений). Однако заметим, что во время составления Вологодско-Пермской летописи епископ Пермский (и, естественно, его помощники) пребывали уже большей частью не в Усть-Выми, а в Вологде (после присоединения к Пермской епархии в 1492 году вологодских церквей, так что даже если Вологодско-Пермскую летопись и впрямь составлял Леваш, то происходило это, надо думать, уже не в Коми крае, а в Вологде.

А вот чрезвычайно интересная Вычегодско-Вымская летопись создавалась в конце XVI – начале XVII веков уже в Коми крае. Ее начал вести в 1586 году смотритель Усть-Вымской Михайло-Архангельской пустыни Мисаил. После его смерти летописание продолжил священник Усть-Вымской Благовещенской церкви Евтихий (по их именам летопись получила также название Мисаило-Евтихиевской). Составители летописи не только записывали события, современниками которых они были, но и использовали другие летописи и старинные исторические документы, поэтому этот труд охватывает период с конца XII до начала XVII века. Это был, пожалуй, первый свод данных по истории Коми края – но, разумеется, летописцы лишь фиксировали события, а не изучали их, не пытались (за редкими исключениями) как-либо объяснить их причины и следствия.

 

От азбуки – к разговорникам.

Небольшие сообщения о Коми крае и его жителях XVI – середины XVIII веков, которые содержатся в записках побывавших тут иностранцев С.Герберштейна, Дж.Флетчера, И.Идеса и А.Брандта, трудах российских и иностранных ученых В.Н.Татищева, Г.Ф.Миллера, М.Меховского и некоторых других, могут послужить весьма любопытным источником сведений, но вряд ли можно отнести кого-либо из этих авторов к исследователям Коми края. Изучением коми языка после Стефана никто, видимо, не занимался. Стефановская письменность просуществовала до XVII века. Но ее роль в распространении грамотности среди местного населения резко уменьшилась уже при первых епископах-преемниках Стефана (они не знали коми языка и не стремились к распространению стефановской письменности). Сохранилось несколько написанных стефановскими буквами списков азбуки, надписей на иконах и приписок в русских рукописных книгах XV–XVI столетиях. Интересно, что древнекоми азбука в XV веке использовалась русскими писцами для тайнописи, при пересылке зашифрованных сообщений. В XVIII столетии для коми письма стали использовать русские буквы, а стефановская азбука вышла из употребления.

Пожалуй, следует упомянуть лишь составление небольших рукописных словарей и разговорников, которые, возможно, имели большое распространение в XVIII веке. До наших дней сохранились два русско-коми разговорника, каждый из которых содержит около 200 слов и 100 коротких выражений с переводом на русский язык. Вот некоторые из весьма красноречивых выражений разговорников XVIII столетия (в передаче современным алфавитом): «Быдöн пöръявлöны, а веськыда оз висьтавны, омöль войтыр» «Все обманывают, а правды не сказывают, худые люди»; «Он тöд, кудзи песöма лоан, мун тэ водзинджыг ортсö, кытчедз тэ абу песöма» «Не знаешь, как бит будешь, поди заранее прочь, пока ты не бит»; «Аддзылi мэ вöтöн, эжмалiсныс» «Видел я во сне, что ограбили»; «Кин тэ тшöк кузя воин татчиö Выим-ö тэнад лэдзöмö А токо выим, и тэ сыöн мун шыаяс ордö» «По чьему ты приказу прибыл сюдаö Есть ли у тебя отпускнаяö И ежели есть, то ты с нею пойди к боярину».

 

Начала учености: От Ивана Лепехина до Георгия Лыткина.

Академики приехали.

Часто начало научных исследований в Коми крае связывают с экспедицией под руководством академика И.И.Лепехина, которая, действительно, имела огромное значение. Ученый-натуралист и путешественник Иван Иванович Лепехин (10(21).09.1740, С.-Петербург – 06(18).04.1802, С.-Петербург), адъюнкт Императорской Академии наук и художеств, с 1768 года возглавлял экспедиционный отряд академии, изучавший Поволжье, Приуралье и Европейский Север России. Летом 1771 года отряд, включавший шесть человек (среди них два гимназиста) прибыл в Коми край. Помощником И.И.Лепехина был начинающий ученый-естествоиспытатель, будущий академик Николай Яковлевич Озерецковский (1750, с. Озерецкое Московской губ. – 28.02(12.03)1827, С.-Петербург). Экспедиция проехала почти через весь Коми край – по рекам Летке и Лузе (от Ношуля до Занулья), Сысоле и ее притокам (от Кибры до Усть-Сысолы), Вычегде (от впадения в нее Сысолы до самого устья), нижней Выми. Позднее, в 1772 году, ученые исследовали прибрежные районы Севера, побывали на нижней Печоре и Ижме. Был сделан важный шаг в изучении региона: впервые начались специальные исследования природных богатств края и, что особенно важно для нас, сбор материала об истории Коми, культуре и быте местных жителей (постройках, промыслах и других хозяйственных занятиях, одежде, народной медицине, фольклоре) силами российской академической науки.

Результаты исследований вошли в четырехтомные «Дневные записки путешествия доктора и академии наук адъюнкта И.И.Лепехина», подготовленных и опубликованных И.И.Лепехиным в 1771, 1772, 1780 годах и Н.Я.Озерецковским в 1805 году. В них содержится много ценных сведений о населенных пунктах Коми края (Усть-Цильме, Ижме, Серегово, Усть-Сысоле, Нювчиме и др.), о культуре и быте их жителей и др. «Дневные записки» были переведены на немецкий и французский языки, и содержащиеся в них сведения о Коми крае и других регионах России стали достоянием европейской читающей публики. Но при всем при том поездка Лепехина и Озерецковского по Коми краю была лишь эпизодом в их деятельности (у них было много других научных интересов); эпизодом, скоро забывшимся, стала она и для жителей края – последователей из их числа, пожелавших бы продолжить научные изыскания столичных академиков, увы, не нашлось.

 

Зыряне учености не пугаются.

В XIX веке положение стало меняться. Все больше приезжало в Коми край российских ученых, а под влиянием их все чаще к участию в исследовательской работе стали понемногу подключаться местные жители. Интерес обитателей края к науке подметил побывавший здесь (когда и почему – об этом чуть позже) ученый Н.И.Надеждин: «Зыряне народ чудный. Они не только не пугаются учености, но даже питают к ней какое-то особое благоговение». Надеждин сделал даже такое неожиданное предположение: «Весьма вероятно, что это у них остаток древнего языческого суеверия. Вся северная чудь в старину боготворила медведей, этих мохнатых отшельников, которых уединенные берлоги неоспоримо были первообразом ученых затворнических кабинетов».

В 1808 году Филипп Козлов, студент Вологодской духовной семинарии, составил первую «Коми грамматику» удорского «наречия», то есть диалекта (судя по этому, он был родом с Удоры, возможно, из Глотово, где эта фамилия была распространена еще в середине XVII века). «Грамматика» эта представляла собой учебное пособие для семинаристов, была очень несовершенна, но все же то был один из первых шагов в изучении коми языка, предпринятый уже не приезжим ученым, а уроженцем Коми края. Преподаватель той же семинарии А.Ф.Флёров внес в грамматику некоторые изменения и напечатал ее в 1813 году под своим авторством (кстати, год спустя он опубликовал в журнале «Вестник Европы» статью «О древностях Вологодских и зырянских».

В 1827 году в Коми крае побывал филолог и этнограф А.М.Шёгрен (1794–1855), уроженец Финляндии, живший в России (позднее он стал академиком). Шёгрен длительное время пробыл в Усть-Сысольске, совершил поездку по Сысоле, записывал народные предания, изучал коми язык, собрал немало материалов по истории края. А.М.Шёгрен опубликовал несколько работ на немецком и русском языках по лингвистике, этнографии и истории народа коми, в том числе крупный труд «Зыряне. Историко-статистико-филологический опыт». Чрезвычайно важным следствием поездки Шёгрена стало то, что по его совету в том же 1827 году шежамский священник В.Михайлов и усть-сысольский мещанин И.Р.Мальцев начали составлять «Русско-зырянский словарь». Позднее к этой работе присоединились купеческий сын усть-сысолец А.Суханов, житель Усть-Сысольска Ф.Я.Попов и руководивший составлением словаря с 1831 года отставной офицер Н.П.Попов (написавший и опубликовавший позднее также «Учебник зырянского языка»). В 1834 году они передали в Академию наук «образчик зырянского словаря, заключающий литеру К». На последнем этапе работы над словарем в его составлении активно участвовал устьсысолец А.С.Моторин. В 1843 году словарь в четырех томах был закончен и передан в Академию наук (рукопись его до сих пор хранится в архиве Академии наук в Петербурге). Материалы этого и некоторых других словарей использовал в 70-80-х годах XIX века видный российский ученый Фердинанд Иванович Видеман (1805–1887) при работе над коми-немецким словарем и грамматикой коми языка.

В 1837 году север Коми края (Усть-Цильму и Большеземельскую тундру) изучал российский ботаник А.И.Шренк (1816–1876), напечатавший в 1855 году большой труд по географии, геологии, ботанике, зоологии, этнографии и фольклору населения этого района, но он специально гуманитарными вопросами не интересовался и в дальнейшем какого-либо интереса к истории и культуре коми не проявлял.

Но через несколько лет, в 1843 году, в Коми крае (в Ижме, а также Колве и Усть-Цильме) побывал ученый, для которого изучение коми культуры, и первую очередь коми языка, было не «побочным» занятием, а представляло самостоятельный научный интерес. Это был видный финский ученый Матиас Александр Кастрен (1813–1852), изучавший коми и ненецкий языки. Год спустя он опубликовал в Хельсинки исследование «Первоначальные сведения о грамматике зырянского языка» и защитил докторскую диссертацию «О склонении имен существительных в зырянском языке». Это была первая докторская диссертация, посвященная языку, истории и культуре коми. Труд Кастрена оказал немалое влияние на уже упоминавшегося ученого Ф.И.Видемана, приступившего к изучению грамматики коми языка (сам он, правда, в Коми крае не был). (Финские и венгерские исследователи и позднее проявляли интерес к изучению коми культуры (главным образом, языка). Так, в 1901–1902 годах в Коми крае побывал известный финский языковед Юрье Йоосеппи Вихман (1868–1932), в 1911 и 1913 – видный венгерский лингвист Давид Рафаэль Фокош-Фукс (1884–1977), изучавшие диалекты коми языка, коми сказки, песни, загадки).

 

Из Бельфора – в Усть-Сысольск.

Первым «посторонним» исследователем, не просто посетившим Коми край с экспедиционной поездкой, а прожившим здесь некоторое, пусть не слишком продолжительное время (примерно полгода) стал упоминавшийся уже русский ученый и литературный критик Н.И.Надеждин (1804–1856). Правда, попал сюда Николай Иванович не по своей воле. Вот любопытный факт, на который обратила внимание исследователь З.Я.Немшилова: в 1836 году он – известный российский ученый, блестящий журналист, издатель солидного журнала «Телескоп», газеты «Молва» и «Газеты мод и новостей» – совершил поездку по европейским странам, приобрел массу впечатлений и, вспоминая об увиденном на страницах своего «Телескопа», между делом обронил: «Бельфор городок прекрасный, …не какой-нибудь наш Устьсысольск». Не стоило Надеждину поминать всуе казавшийся ему бесконечно далеким от цивилизации уездный город, ибо не прошло и года, как попавшему в опалу профессору пришлось поменять «вторую российскую столицу» Москву на «столицу Зырянского края»: за публикацию в том же 1836 году «Философического письма» П.Я.Чаадаева «Телескоп» закрыли, а Н.И.Надеждина арестовали и в конце концов отправили в ссылку именно в Усть-Сысольск. Быть может, тот, кто выбирал место ссылки, читал те самые путевые заметки…

«Об Устьсысольске везде и от всех слышу горькие отзывы. Канада – общий приговор! …Ртуть зимою беспрестанно мерзнет, так что можно делать из нее биллиардные шары». В Усть-Сысольске «прекращается не только народонаселение, но и растительность» – с таким мало ободряющим багажом знаний профессор тронулся в путь. Впрочем, путешествие в Усть-Сысольск и особенно тягостное предвкушение ожидаемых там всяческих невзгод оказались, в общем, большим испытанием для изрядно напуганного сочувствовавшими знакомыми Надеждина, нежели сама ссылка. Устьсысольские власти решили не ударить в грязь лицом перед прибывшим к ним летом 1837 года «советником, кавалером и профессором», и, как пишет З.Я.Немшилова, городничий встретил его в полной парадной форме, доложил о состоянии города и уезда и поселил ссыльного ученого «в домике прелестном, на хорошем месте». Убедившись, что в Усть-Сысольске люди и природные условия далеко не так дики, как ожидалось, Надеждин обрел спокойствие.

Во время ссылки в Усть-Сысольске Надеждин начал заниматься историческими и этнографическими изысканиями. Освоив коми язык, он принялся изучать и записывать коми фольклор – сказки, легенды, песни, отметив позднее: «Зыряне приняли меня очень радушно, охотно позволили изучать себя». Ученый написал и отослал в Москву несколько статей об истории и этнографии коми для семнадцатитомной первой русской энциклопедии «Энциклопедического лексикона» Плюшара, опубликовал (уже по возвращении из ссылки, в 1839 году) очерк «Народная поэзия у зырян». Надо полагать, что Н.И.Надеждин оказал немалое влияние на немногочисленную устьсысольскую интеллигенцию, на усиление ее интереса к изучению коми языка, культуры, истории. 11 января 1838 года он был переведен в Вологду. (Заметим, что и позднее некоторые исследователи Коми края попадали сюда не по своей воле. Ссыльный поляк В.Журавский, находясь в Усть-Сысольске в 1860-х годах, писал и отправлял в журналы статьи об Усть-Сысольске. А.Александровский написал для варшавского журнала «Русский филологический вестник» статью «Русский язык у зырян». Ссыльный вологжанин Н.А.Иваницкий в 1882 году на Печоре собрал, в частности, данные об устном народном творчестве коми, о народных традициях. В.А.Русанов (1875–1913), известный позднее полярный исследователь, в 1901–1903 годах также отбывал ссылку в Коми крае. В труде «Зыряне» он привел, в частности, свои наблюдения о хозяйственных занятиях коми. Краеведческими исследованиями занимались и многие другие ссыльные).

 

Корреспонденты Географического общества.

Влияние бывавших в Коми крае ученых, ссыльной интеллигенции – лишь один фактор, воздействовавший на формирование потенциального круга местных исследователей, краеведов-гуманитариев. Большое значение сыграло создание в 1845 году в Санкт-Петербурге Императорского русского географического общества (ИРГО), вокруг которого стали объединяться местные краеведы. Один из руководителей ИРГО археолог, историк, этнограф, лингвист Павел Иванович Савваитов (1815–1895) дважды – в 1841 и 1846 годах – побывал в Коми крае. Он изучал коми язык, опубликовал древние памятники коми письменности, в том числе азбуку Стефана Пермского, переводил с русского на коми язык книги, в 1850 году издал «Грамматику зырянского языка» и «Зырянско-русский и русско-зырянский словарь», за которые Академия наук присудила ему престижнейшую Демидовскую премию.

Во многом благодаря П.И.Савваитову в Коми крае сложился круг корреспондентов ИРГО, присылавших в Петербург свои краеведческие работы (многие из них хранятся сегодня в архиве Русского географического общества). Среди них был усть-сысольский промышленник Василий Николаевич Латкин, который в 1840 и 1843 годах исследовал Печорский край, опубликовал «Дневник» своих путешествий, в который вошли, в частности, интересные материалы об особенностях быта, хозяйственных занятиях и фольклоре местного населения. С ИРГО активно сотрудничал М.И.Михайлов (1821–1853), русский учитель, приехавший преподавать в усть-сысольское уездное училище. Он стал изучать историю, культуру и быт коми народа, опубликовал не менее 15 краеведческих заметок о домашнем быте коми, ярмарках, верованиях и т.д. в газетах и журналах, издал в 1851 году содержащую множество интересных сведений книгу «Описание Усть-Выми», за которую автору выразили благодарность ИРГО, Русское археологическое общество и Академия наук. Усть-сысольский краевед С.Е.Мельников, собиравший «хозяйственные и этнографические сведения о зырянах» и с 1850 года проводивший археологические раскопки на Сысоле, Вычегде и Выми, также был в числе корреспондентов ИРГО, Русского археологического общества и Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. В мае 1851-го он раскопал первый археологический памятник на территории современного города Сыктывкара.

 

«Ведомости» – о коми.

Еще одним весьма важным фактором, способствовавшим развитию гуманитарных краеведческих исследований явилось появление региональных печатных изданий, в первую очередь газет «Вологодские губернские ведомости» и «Архангельские губернские ведомости» (в 1838 году), где со временем стали публиковаться краеведческие заметки. Редактором «Архангельских губернских ведомостей» в 1840-х годах стал уроженец Ижмы Михаил Федорович Истомин (1821–1862); вероятно, благодаря ему «Ведомости» проявляли интерес к коми истории и культуре. Сам Истомин еще в 1839-м опубликовал статью «Счёт на зырянском языке, употребляемый в Ижемской слободе» в журнале «Отечественные записки». А в архангельских и вологодских «Ведомостях» он напечатал ряд статей, посвященных истории и культуре ижемских коми: «Ижма» (1846), «О составе ижемско-зырянского наречия» (1847), «Об этимологических формах ижемско-зырянского языка с присовокуплением словаря зырянских слов» (1857), а также знаменитое предание «Яг-морт» (в 1848-м). Отметим, что упоминавшаяся работа М.И.Михайлова об Усть-Выми до своего «книжного» издания публиковалась на страницах «Вологодских губернских ведомостей» в 1850 году.

Усть-сысольский учитель Е.В.Кичин напечатал в «Вологодских губернских ведомостях» несколько небольших очерков об основании Усть-Сысольска, о свадебных и других обычаях коми народа: «Братчина – зырянское обыкновение» (1852), «Старинный свадебный обычай» (1853), «Об основании города Усть-Сысольска» (1853). Инспектор народных училищ Усть-Сысольского уезда В.Е.Кичин в 1860–1900-х годах публиковал в «Вологодских губернских ведомостях» статьи бытоописательного характера, содержащие богатые сведения о жизни местного городского и сельского населения: «Нечто об Усть-Сысольске», «Воспоминание о праздновании в Усть-Сысольске в 1896 г. пятисотлетия со дня кончины Св. Стефана Пермского» и другие. В 1848 году в «Вологодских губернских ведомостях» вышла статья преподавателя Вологодской духовной семинарии А.И.Попова (1815–1886), уроженца села Небдино, «Мнение о происхождении зырян и очерк некоторых свойств их». Он, кроме того, в 1843 году написал «Грамматику зырянского языка» – учебник родного языка для коми детей, оставшийся, к сожалению, неизданным. П.Кокшаров опубликовал в «Вологодских губернских ведомостях» записанные им коми сказки.

В 1865–1866 годах в «Вологодских губернских ведомостях» опубликовал статью «Зырянский язык» основоположник коми литературы поэт Иван Алексеевич Куратов (1839–1875). Он подчеркивал важность изучения коми языка: «Зырянский язык изучить – значит изучить зырянский народ, его образ мыслей и взглядов на мир и жизнь, его образование и вообще его отличительный народный оттенок». И.А.Куратов написал труд «Грамматика зырянского языка», «Материалы для пермского толкового словаря». «Местоимения» и ряд других посвященных коми языку научных работ, которые, однако, были напечатаны только в 1930-х, а до того были мало кому известны.

 

«Безукоризненное служение науке»

Итак, в XIX столетии в Коми крае находилось все больше и больше людей, испытывавших интерес к постижению культуры и истории местного населения. Замечательным явлением в развитии краеведения в коми стали работы Ф.А.Арсеньева «Зыряне и их охотничьи промыслы» и «Ульяновский монастырь у зырян» изданные в Москве отдельными книгами в 1873 и 1889 годах. Ф.А.Арсеньев в 1858–1867 годах преподавал в Усть-Сысольском уездном училище, затем уезжал в Вологду, а с 1882-го вновь находился в Усть-Сысольском уезде, уже на чиновничей службе. Помимо весьма любопытных описания промыслов коми, стоит обратить внимание на интерес Арсеньева к стефановской письменности; автор, в частности, предположил, что Стефан при создании азбуки опирался на «древнее письмо» коми, на «бывшие в ходу между жрецами письменные знаки».

Конечно, все названные выше авторы из числа жителей края являлись отнюдь не профессиональными учеными, а энтузиастами, любителями, от случая к случаю занимавшимися изучением (а чаще – скорее, описанием) тех или иных сторон жизни коми. Но их работа создавала общую атмосферу интереса к этой проблематике среди, в первую очередь, конечно, более состоятельных и образованных слоев населения. И в конечном итоге в такой атмосфере не могли не появиться те, кто не просто сделал науку своей специальностью, но и добился в ней крупных успехов.

Первым в этом ряду стоит имя Георгия Степановича Лыткина (1835 –1907). Он родился в Усть-Сысольске, во время учебы в Вологодской учительской семинарии заинтересовался языкознанием, трудами А.М.Шёгрена и М.-А.Кастрена, и рассчитывал изучать в Гельсингфорсском университете (Хельсинки) финно-угорские языки, но из-за недостатка средств пришлось в 1854 году поступать на историко-филологический факультет Петербургского университета. Во время каникул он ездил домой, собирал коми фольклор, затем заинтересовался культурой народов Востока, став одним из выдающихся деятелей российского востоковедения; еще в советское время в Калмыкии выдвигалась идея (к сожалению, не осуществленная) поставить Г.С.Лыткину памятник.

Г.С.Лыткин работал в университете, затем в гимназиях, вел научные исследования – изучал грамматику коми языка, составлял словари. В 1883 году в «Журнале Министерства народного просвещения» напечатали статью Г.С.Лыткина «500-летие Зырянского края», приуроченную к юбилею Пермской епархии. В 1889 г. был издан главный его труд – книга «Зырянский край при епископах Пермских и зырянский язык». Лыткин собрал в своей работе исторические, литературные и фольклорные тексты на русском и коми языках с взаимными переводами, снабдил их обстоятельными комментариями. Книга содержала также нормативную грамматику, словари, научные описания памятников коми письменности XIV–XVII веков. Г.С.Лыткин впервые попытался осветить историю, дать характеристику коми языка в середине II тысячелетия на основе достаточно большого количества исторических, этнографических, фольклорных и лингвистических материалов. Книга вызвала у современников большой интерес и, как подчеркивают специалисты, принесла автору заслуженную научную славу как специалисту в области коми языка.

Г.С.Лыткин издал ряд религиозных книг, переведенных им на коми языке — «Евангелие», «Псалтырь» и другие, много сил отдал подготовке к изданию большого «Русско-зырянского словаря», основой для которого стала рукопись, подготовленная упоминавшимся выше коллективом устьсысольцев под руководством Н.П.Попова и переданная в Академию наук. Словарь был издан лишь через 24 года после его смерти, в 1931 году.

Деятельность Г.С.Лыткина стала одной из важнейших вех на пути развития научных исследований в Коми крае, ознаменовала собой переход от «предыстории» коми гуманитарной науки к ее непосредственному становлению. Уже не за горами было наступление того времени, когда гуманитарные исследования в Коми стали активно проводиться силами местных научных сил.

 

Первые профессиональные коми ученые и первые организации коми краеведов

«Зырянский Ломоносов»

Первым по стопам Г.С.Лыткина пошел ученый-энциклопедист и писатель Каллистрат Фалалеевич Жаков (1866-1926). В серии статей, опубликованных в начале ХХ в. К.Ф.Жаков описал основные занятия народа коми (охоту, рыболовство, земледелие); его семейный и общественный быт; материальную культуру (народную пищу, постройки одежду и др.); сохранившиеся пережитки языческого мировоззрения, их взаимодействие с христианством и связь с природными условиями жизни. Ученый уделил внимание этнической истории коми, стремился определить древнейшие районы проживания коми-зырян, причины переселений. Кроме исследований по этнографии коми, К.Ф.Жаков написал ряд работ, посвященных культуре и быту коми-пермяков и удмуртов.

К.Ф.Жаков внес крупный вклад в изучение фольклора финно-угорских народов, и в первую очередь коми фольклора. Лингвистические труды К.Ф.Жакова («Методология и лингвистика», «Японо-зырянский словарь», «Из наблюдений над мордовским языком» и др.) представляют немалый интерес как один из этапов в развитии коми языкознания. Ученый исследовал грамматику коми языка, коми топонимию, историю коми языка. Особую известность в российской лингвистической науке и европейском финно-угроведении того времени К.Ф.Жаков получил как исследователь родства коми языка с языками других народов. Литературоведческая деятельность К.Ф.Жакова также представляет собой существенную сторону его научного творчества. Он первым заговорил о произведениях И.А.Куратова, изучил творчество крупнейших представителей литературы всех стран и народов. Помимо всего этого, К.Ф.Жаков интересовался археологией, антропологией, а также многими другими науками: логикой, педагогикой, психологией, геологией, экономикой, статистикой, фармакологией. За труды по математике и астрономии его избрали членом Парижского астрономического общества. Не зря современники называли его «Зырянским Ломоносовым». Постепенно К.Ф.Жаков все большее внимание стал уделять философии. Он создал оригинальное философское учение «лимитизм», которое получило распространение среди его студентов и слушателей в Петербурге, а затем в Эстонии и Латвии.

К.Ф.Жаков считал крайне важным изучение родной культуры, истории родного народа, часто приезжал из Петербурга в Коми край; вероятно, он инициировал организацию в Усть-Сысольске краеведческого общества. Последние годы жизни исследователь провел в Прибалтике. К.Ф.Жаков мог стать первым профессиональным ученым, работавшим в Коми: в 1921 году его приглашали в Усть-Сысольск для работы в Институте народного образования, однако приезд на родину не состоялся.

 

«Работа в области науки нужна народу»

Коми этнографии посвятил свои первые научные труды уроженец с. Туръя Питирим Александрович Cорокин (1888–1968), выдающийся российско-американский социолог, один из крупнейших ученых ХХ века. С 1907 года он жил в Петербурге.

Еще в студенческие годы П.А. Сорокин опубликовал более пятидесяти научных работ по этнографии, литературоведению, социологии и юриспруденции. В их числе была и крупная монография «Преступления и кара, подвиг и награда», высоко оцененная видными отечественными учеными. Под влиянием К.Ф.Жакова, с которым он побывал в нескольких экспедициях по Коми краю (первая из них состоялась в 1908-м), П.А.Сорокин заинтересовался этнографией, собирал материалы по материальной культуре коми (одежде, поселениям, жилищам и т.п.), обычаям, семейному быту, верованиям, опубликовал серию статей по этнографии коми. Самая важная из них, по мнению современных ученых, – работа «Современные зыряне», в которой определены границы этнической территории коми, описаны основные хозяйственные занятия, календарная и семейная обрядность, традиционное крестьянское жилище и др.

П.А.Сорокин увидел черты новых социально-экономических отношений, которые пронизывали жизнь коми деревни в начале XX века, первым дал подробное описание и характеристику увиденного им развития традиционных культурных процессов, исследовал явления духовной традиции. Им была составлена специальная «Программа по изучению зырянского края», изданная в 1918 году. Постепенно все больший интерес ученого стала привлекать новая тогда наука – социология, и он отошел от этнографии. В 1922 году Сорокина выслали за границу. В дальнейшем он жил в Чехословакии, потом в США.

 

Медаль за ценные работы

В 1903 году появились первые научные публикации известного коми этнографа Василия Петровича Налимова (1879–1938), родившегося в с. Выльгорт. В 1903 г. В.П.Налимов приехал в Москву, опубликовал первые статьи по этнографии коми в журнале «Этнографическое обозрение».

Он плодотворно сотрудничал с научным Финно-угорским обществом (Хельсинки), в 1907 году получил Большую серебряную медаль Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии за его «ценные работы» и «в благодарность за доставленные обществу материалы о зырянах».

В.П.Налимов подготовил фундаментальный рукописный трехтомный труд «Материалы по этнографии зырян и пермяков» (хранящийся ныне в научном архиве Финно-угорского общества в Хельсинки), за который был удостоен премии Великого князя Сергея Александровича. Как отмечают исследователи Д.А.Несанелис и В.А.Семенов, в этнографических трудах В.П.Налимова проанализирована система правил и запретов, характерная для взаимоотношений представителей различных половозрастных групп, предпринята попытка выявить систему традиционных представлений о соотношении мира живых и мира предков, рассмотрены некоторые взгляды коми на причины заболеваний и магические способы их исцеления, а также ряд других вопросов, связанных с этнографией коми. В.П.Налимов пользовался огромным авторитетом среди российских и зарубежных ученых. Он бывал в Коми крае, поддерживал связи с местными краеведами, публиковался в местных изданиях. Судьба его сложилась трагически: в 1938 году ученого арестовали, этапировали в Сыктывкар, где он и умер в тюрьме.

 

Два Алексея.

Деятельность Г.С.Лыткина и его последователей К.Ф.Жакова, П.А.Сорокина, В.П.Налимова оказала решающее воздействие на активизацию краеведческой работы в Коми крае. В самом начале ХХ века на стезю гуманитарного краеведения ступили два Алексея – Алексей Александрович Чеусов (1882–1940) и Алексей Макарович Мартюшев (1874–после 1938), ставшие со временем заметнейшими фигурами среди местных краеведов. На первого из них, А.А.Чеусова, Г.С.Лыткин, К.Ф.Жаков, В.П.Налимов оказали самое непосредственное воздействие.

Уроженец села Выльгорт, А.А.Чеусов с 1900 года переписывался с Г.С.Лыткиным, который оказал на него огромное влияние, в 1901 году, по его собственным словам, начал заниматься наукой, но в чем конкретно выражались эти занятия, точно не известно. Возможно, он имел в виду свою встречу с известным финским лингвистом Вихманом, посетившем Коми край. А.А.Чеусов оказал ему определенную помощь. С Вихманом Чеусов контактировал и позднее; поддерживал он связи также с Сирелиусом, с Финно-угорским обществом в Хельсинки.

Уроженец Усть-Щугора А.М.Мартюшев опубликовал в 1904 году в Вятке «Краткий очерк кустарных промыслов населения Усть-Сысольского уезда». В ней он изложил интересные сведения о занятиях жителей Коми края: смолокурении, изготовлении лодок, глиняной и деревянной посуды, гармоник, сапог, столярном, кузнечном и других промыслах. Подробнее всего А.М.Мартюшев рассказал о брусяном промысле на Печоре, расположенном близ родного ему Щугора – об его истории, условиях жизни работников и многом другом.

 

Потомок польского гвардейца

С самого начала ХХ столетия началась и исследовательская деятельность устьсысольца Андрея Андреевича Цембера (1874–1957), сыгравшего, без преувеличения, ключевую роль в развитии гуманитарного краеведения в Коми в период между двумя русскими революциями. В 1901 году А.А.Цембер помогал финскому ученому Ю.Вихману в сборе материалов и в составлении немецко-финно-зырянского словаря, а год спустя уже самостоятельно по поручению Финно-угорского общества (Хельсинки) осуществил поездку на р. Локчим, где записывал коми фольклор (сказки, песни, пословицы), и с тех пор, по собственному признанию, «серьезно занялся собиранием зырянских народных произведений».

Оживлению краеведческой работы в Коми способствовало образование на Севере России первых краеведческих организаций – Архангельского общества изучения Русского Севера (1908) и Вологодского общества изучения Северного края (1909), подсказавшее путь, по которому следовало идти местным краеведам.

Члены АОИРС и ВОИСК занимались, в частности, изучением культуры и быта населения Архангельской и Вологодской губерний, истории региона. В АОИРС активнейшим образом сотрудничал К.Ф.Жаков. Вероятно, именно под влиянием К.Ф.Жакова А.А.Цембер решил организовать в своем городе именно отделение Архангельского, а не Вологодского краеведческого общества, хотя Усть-Сысольский уезд относился не к Архангельской, а как раз к Вологодской губернии.

1910 год оказался весьма знаменательным для коми краеведения: в тот год в Усть-Сысольске издали составленный А.А.Цембером «Русско-зырянский словарь», разосланный по всем школам уезда, а 14 декабря состоялось первое общее собрание семи членов-организаторов Усть-Сысольского отделения АОИРС, участники которого решили начать работу отделения в январе 1911-го. Комитет Усть-Сысольского отделения возглавил А.А.Цембер.

В августе 1911-го А.А.Цембер предложил уездной земской управе организовать в Усть-Сысольске музей. 4 (17) октября уездное земское собрание постановило заложить в смету расходов 1912 года выделение местному отделению АОИРС денег для нужд музея, что и было сделано. Хотя официально музей как учреждение, субсидируемое из средств местного бюджета, начал работу в 1912-м, в сущности, он стал создаваться еще в предшествовавшем году: в течение 1911 года краеведы собрали для музея 32 экспоната, 648 томов книг, которые легли в основу научной библиотеки музея, поэтому вполне закономерно, что датой создания музея специалисты считают именно 1911 год. Возглавил работу музея А.А.Цембер.

Музей, в сущности, являлся частью, причем важнейшей, отделения АОИРС, тем центром, вокруг которого, в основном, и строилась работа членов отделение в последующие годы. Так в Усть-Сысольске появилась организация (или, можно сказать, даже две организации – одна сугубо общественная, а вторая, музей, финансировавшаяся из местного бюджета), занимавшаяся, главным образом, гуманитарными краеведческими исследованиями. Собранные отделением АОИРС фольклорные тексты были опубликованы в 1913 и 1914 годах в специальных сборниках. Примерно в те же годы в Яренске было организовано местное отделение Вологодского общества изучения Северного края (вполне возможно, по инициативе П.А.Сорокина, сотрудничавшего с этим обществом), но оно не стало столь же активно действующим, как устьсысольская организация краеведов.

Наряду с очевидными успехами в развитии гуманитарного краеведения в Коми налицо были и его слабые стороны. Изучение тех или иных сторон культуры и быта населения, истории региона велось непрофессионалами, занимавшимися этими вопросами в большинстве своем от случая к случаю, в свободное время. Пожалуй, единственным человеком, неустанно и практически каждодневно уделявшим внимание краеведческой работе, являлся А.А.Цембер – но и ему приходилось, естественно, думать о хлебе насущном, так что сосредоточиться исключительно на исследовательской работе не представлялось возможным.

Держалось все на энтузиазме одного-единственного человека – А.А.Цембера. Стоило ему уехать – вначале в Вологду (в 1914-м), а затем на Украину (в 1916-м), как устьсысольские краеведы резко сбавили обороты, третий фольклорный сборник так и не вышел, а в 1916 году отделение АОИРС и музей и вовсе фактически прекратили деятельность (экспонаты, к счастью, никуда не пропали и хранились в той же комнате городской управы, которая была выделена под музей при его открытии).

 

От краеведения – к науке.

«Осознавшие важность»

После революции 1917 г. и образования автономной области Коми усилился интерес к национальной культуре и истории народа коми. Стремление изучать родной край стимулировалось и первыми успехами исследований, проводившихся в начале двадцатых годов на территории Коми области Северной научно-промысловой экспедицией научно-технического совета ВСНХ, Геологическим комитетом и другими учреждениями. В этих условиях группой усть-сысольских интеллигентов во главе с А.С.Сидоровым, «осознавших, – по их словам, – … важность краеведческой работы», 16 мая 1922 г. было организовано Общество изучения Коми края (ОИКК), вскоре ставшее центром научно-исследовательской деятельности в Коми области.

Среди десяти членов-учредителей ОИКК были Я.Ф.Потапов (в 1921 г. – секретарь Коми ОК РКП(б)), преподаватели Института народного образования А.Н.Грен, А.С.Сидоров, сотрудник облстатбюро Н.А.Соснин, сотрудник областного отдела народного образования А.Ф.Богданов, а также Н.А.Шахов, М.А.Молодцова и другие. Краеведы видели свои задачи во «всестороннем изучении Коми области» и «распространении знаний среди трудящихся».

Первые год-полтора существования общества прошли главным образом в организационной работе. Председателем ОИКК стал вначале А.Н.Грен, затем – Я.Ф.Потапов, а после его отъезда на партийную работу этот пост занял Д.А.Батиев, заместителем председателя был избран А.С.Сидоров, ответственным секретарем – Н.А.Соснин (позднее его сменил А.А.Чеусов). Устав ОИКК был принят в 1923 г. после долгих дискуссий. Согласно уставу, общество состояло из двух основных отделов – историко-этнографического и экономического. В первом выделялись 4 секции: историческая, этнографическая, литературных работников, лингвистики. Экономический отдел подразделялся на 5 секций: промышленную, лесную, кооперативную, агрокультуры, юридическую. Состав секций не был постоянным: впоследствии часть из них прекратила существование, вместо них возникли новые – антропологическая секция, комиссия по собиранию словаря и изучению диалектов, кружок любителей мироведения, объединивший желающих заниматься фенологическими, геофизическими и астрономическими наблюдениями и т.д. Таким образом, созданное общество через свои отделы и секции охватывало практически все стороны краеведения.

ОИКК планировало осуществлять научные командировки и экспедиции, устраивать лаборатории, опытные станции, обсерватории, проводить экскурсии, читать лекции, организовать выставки, печатать краеведческие труды, заслушивать доклады на своих собраниях, создать научную библиотеку. Из этого перечня, зафиксированного в уставе, видно, что в деятельности общества должны были тесно сочетаться научно-исследовательская и культурно-просветительная работа.

Несомненные успехи.

Многое из задуманного краеведам удалось воплотить в жизнь. Наибольшее внимание члены ОИКК уделяли историко-филологическим исследованиям (хотя не оставались без внимания и вопросы экономического развития Коми области). Некоторые исследования являлись продолжением начатых еще в дореволюционный период, но большинство проблем впервые было поставлено именно членами ОИКК, среди которых имелись как краеведы-любители (А.М.Мартюшев, А.А.Чеусов и другие), так и те, кто со временем стали высокопрофессиональными специалистами (В.И.Лыткин, А.С.Сидоров). Работы краеведов публиковались в журналах «Коми му», «Парма ёль» и в некоторых других журналах и газетах, в «Записках» общества, в «Сборниках» комиссии по собиранию словаря, выходили отдельными книгами и брошюрами.

Помимо научных изысканий, краеведы вели огромную культурно-просветительскую работу. Усилиями членов ОИКК возобновил работу краеведческий музей в Усть-Сысольске, получивший статус областного; он постоянно пополнялся экспонатами. В целях формирования научной библиотеки по настоянию руководства общества Президиум ВЦИК 29 марта 1926 г. принял постановление, согласно которому краеведам разрешалось изымать из центральных и расположенных по соседству с Коми областью учреждений научную литературу по Коми краю. К концу 1927 г. в библиотеке ОИКК насчитывалось около 10 тысяч томов. По представлению общества Коми облисполком 13 мая 1924 г. издал специальное постановление об охране памятников искусства, природы и старины на территории Коми области. При активном участии краеведов и прежде всего А.А.Цембера в 1922 г, был открыт Коми областной государственный архив.

Активная публикаторская деятельность, начавшаяся со времени создания «экономического и краеведческого» журнала «Коми му» (первый номер вышел в марте 1924 г.), разработка и издание специальных программ для всех желающих заняться археологическим, этнографическим и иным изучением Коми области и другая культурно-просветительная работа, поддержка (по крайней мере, на первых порах) инициативы краеведов со стороны советских и партийных органов способствовали быстрому росту популярности краеведческого движения, расширению его рядов. Общество вскоре перешагнуло пределы Усть-Сысольска. Появились краеведческие кружки («отделения» ОИКК) в Айкино, Ижме и других селах Коми области, в университетах Москвы, Ленинграда, Перми, Вятском пединституте; к 1928 г. их число достигло двадцати. Наибольшую активность проявлял «Московский филиал» ОИКК и отделения общества в Серегово и Ульяново. «Штаб» ОИКК находился в Институте народного образования (в 1923 г. институт преобразовали в педтехникум повышенного типа). В 1925 г. в ОИКК состояло 554 человека (позднее численность членов общества несколько сократилась).

Даешь Коми академию наук!

С ростом краеведческого движения потребовалось улучшить координацию как между самими краеведческими кружками, так и между краеведами и советскими и хозяйственными органами области. С этой целью в 1925 г. состоялась первая Коми областная краеведческая конференция, на которой было избрано областное бюро краеведения. Позднее, в 1929 г. ОИКК предложило созвать II Коми областную краеведческую конференцию, началась подготовка к ее созыву. Однако в конечном итоге вместо конференции краеведов в 1929 г. состоялась лингвистическая конференция, официальным организатором которой считалась Главнаука. Деятели ОИКК приняли активнейшее участие в ее проведении.

Общество изучения Коми края работало в контакте с Центральным бюро краеведения в Москве, поддерживало связи (обменивалось литературой) с 53 научными и краеведческими организациями в СССР и с 14 зарубежными (в Финляндии, Венгрии и других странах). К участию в экспедициях, в краеведческих изданиях привлекались исследователи из Москвы, Удмуртии и других регионов (В.П.Налимов, Кузебай Герд, А.Ф.Теплоухов).

Важно, что ведущие деятели ОИКК видели в своем обществе лишь первый шаг на пути развития науки в Коми области. Не прекращая работы по укреплению краеведческого движения, расширению связей общества с другими учреждениями, они в то же время придавали громадное значение установлению прочных контактов местных исследователей с Академией наук СССР, высказывались за открытие в Коми области академических научных учреждений. В 1927 г. ОИКК обратилось в Академию наук с предложением организовать комплексное изучение Коми края силами АН СССР при активном участии краеведов. А.А.Чеусов высказывался за учреждение Коми академии наук и искусства. И.И.Разманов предлагал в качестве первого шага к созданию Коми академии наук образовать в Коми области Академический центр с секциями: 1) по изучению производительных сил области; 2) языка и материальной культуры; 3) музейной. А.С.Сидоров в 1929-1930 гг. разработал проект положения о Коми краеведческом научно-исследовательском институте, целью которого должна была быть «планомерная работа по поднятию культуры и хозяйства Коми области». Эту работу, полагал А.С.Сидоров, следует вести в двух направлениях: 1) «изучение естественных производственных сил» (фауны, флоры, почв, недр, климата) и 2) изучение языка, фольклора и материальной культуры и быта коми и ненцев, истории этих народов.

Конец краеведения.

Обширным научно-исследовательским и научно-организационным планам деятелей ОИКК (а в этих планах стояло, в частности, написание истории коми литературы, истории народа коми, составление полного академического словаря коми языка) не суждено было сбыться. Постепенные изменения в политическом климате страны, формирование административно-командного стиля управления всем, в том числе и культурной сферой, отрицательно сказались на краеведческом движении. В конце двадцатых годов был взят курс на борьбу против «идеализации старины», особенно «национальной старины». В начале тридцатых годов наметилась тенденция свести краеведение к изучению производительных сил данной местности, превратить краеведческие общества в лишенные инициативы придатки хозяйственных органов, изучение истории, культуры и быта населения объявить отвлекающим людей от социалистического строительства и потому ненужным и даже вредным, а тех краеведов, которые продолжали заниматься этими вопросами – «вредителями».

Отношение властей к краеведам, особенно в национальных районах, заметно ухудшилось. С 1929 г. «Коми му» перестал быть краеведческим журналом и сосредоточился на общественно-политической информации; краеведов отстранили от участия в его издании. С января 1930 г. журнал стал выходить под другим названием – «Ленин туйöд», – а весной был окончательно закрыт. В том же 1930 г. вышли из печати последний номер «Записок» ОИКК, а в 1931 г. – последний выпуск «Сборника» Комиссии по собиранию словаря, после чего их издание прекратилось. Аналогичная ситуация складывалась и в целом по стране. Вместо журналов «Краеведение» и «Известия Центрального бюро краеведения» с 1930 г. начал издаваться журнал «Советское краеведение». С его страниц посыпались призывы «произвести проверку старых кадров краеведов, в значительной своей части непригодных для выполнения задач, стоящих перед советским краеведением, очистив местные организации от классово чуждых элементов».

В этих условиях руководители ОИКК сочли невозможным продолжать деятельность общества и 21 мая 1931 г. приняли решение о его самоликвидации. В 1932-1933 гг. несколько видных деятелей ОИКК были репрессированы (остальных та же судьба постигла в 1938 г.). Попытка Г.А.Старцева в 1935 г, создать Общество изучения Коми области оказалась безрезультатной. Краеведческие кружки на местах некоторое время функционировали, но, лишенные активного координационного центра, постепенно пришли в упадок. Бюро краеведения в Коми области с реорганизациями существовало до 1937 г., но фактически бездействовало, а затем было упразднено.

Ликвидация Общества изучения Коми края не означала, однако, прекращения научно-исследовательской работы в Коми области. В 1931 г. было принято решение об организации научно-исследовательского института при Коми облисполкоме (осуществлено это было позднее, в 1934 г.). В 1932 г. был открыт Коми государственный педагогический институт. И в том, и в другом работали бывшие члены ОИКК, продолжались начатые краеведами исследования.