Дронова Татьяна Ивановна

Главный научный сотрудник сектора этнографии, доктор исторических наук


Дронова Татьяна Ивановна

В 1989 г. закончила Сыктывкарский государственный университет и в том же году была приглашена в отдел этнографии, где занялась изучением традиционных обрядов русских староверов, проживающих в Усть-Цилемском районе Республики Коми. В 1998 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Семейная обрядность устьцилемов». Докторская диссертация на тему «Религиозный канон и народные традиции как механизмы формирования, сохранения и эволюции этноконфессиональной группы (на примере староверов Усть-Цильмы)» защищена в МГУ имени М.В. Ломоносова 1 октября 2018 года.

За период научной деятельности Т.И. Дроновой издано более 150 научных работ, среди которых 20 отдельных изданий и книг по истории и культуре Усть-Цильмы; большая серия публикаций в рецензируемых журналах. Монографии и словарь: «Русские староверы-беспоповцы Усть-Цильмы: конфессиональные традиции в обрядах жизненого цикла (конец XIX – XX вв.)» (Сыктывкар, 2002 г.); «Одежда староверов Усть-Цильмы: традиционные типы и функции в поверьях и обрядовой культуре» (Сыктывкар, 2011 г.); «Семья и брак староверов Усть-Цильмы: конфессиональные традиции в повседневной и обрядовой жизни (середина XIX – начало XXI вв.)» (Сыктывкар, 2013 г.); «Тематический словарь пословиц, поговорок, присловий Усть-Цильмы» (Сыктывкар, 2014); «Религиозный канон и народные традиции Усть-Цильмы: формирование, сохранение, эволюция» (Сыктывкар, 2019 г.).

Исследования Т.И. Дроновой имеют не только сугубо научную направленность, но и активно внедряются в жизнь. Т.И. Дронова сотрудничала с колледжем культуры (г. Сыктывкар) в качестве консультанта в программе «Рождественские колядки» (режиссер Ю. Изюмский); являлась консультантом и автором сценария документального фильма «Пижемская свадьба» (1994 г.), снятого по заказу Министерства культуры Республики Коми.Т.И. Дронова активно сотрудничает в телекомпанией «Юрган»: является соавтором телевизионных передач о русской культуре в Республике Коми: «Крещение огнем» и «Удорские христиане» (КРТК, 2005 г.); «Духовные наставницы. Староверы Нижней Печоры» (2022 г).   Т.И. Дронова является автором этнографических фильмов об Усть-Цильме: «Русь Печорская» (2006 г.), «Горка» (2008 г.), «Усть-Цилёма и изьватас: диалог культур» (2009 г.). Фильм «Русь Печорская» удостоен Гран-При Международного фестиваля документальных фильмов о русских старообрядцах (г. Улан-Удэ, 2007 г.); диплома XI Международного фестиваля телевизионных программ и фильмов (г. Ханты-Мансийск 2007 г.); фильм «Горка» удостоен диплома III Международного мультимидийного фестиваля «Живое слово»  (Г. Нижний Новгород, 2008 г.). Фильм «Усть-Цилёма и изьватас: диалог культур» в 2010 г. стал Победителем финно-угорского фестиваля  «Тувейж» (Перекресток).

За успешную научную работу Т.И. Дронова в 1998 г. была удостоена персональной стипендии Главы Республики. Лауреат премии правительства Республики Коми имени П.А. Сорокина (2007 г.), за большой вклад в развитие и сохранение традиционной русской культуры в Республике Коми, духовного наследия этноконфессиональной группы устьцилёмов награждена почетными грамотами Уральского отделения РАН, Коми научного центра УрО РАН, Правительства Республики Коми, Министерства национальной политики, Министерства культуры, Министерства образования Республики Коми, Усть-Цилемского района. В 2019 г. Т.И. Дронова удостоена высшей награды Уральского отделения РАН в области гуманитарных и общественных наук – медали имени члена-корреспондента РАН С.С. Алексеева. Заслуженный работник Республики Коми.  Е-mail: t_i_dronova@mail.ru

Основные работы:

  1. Усть-Цилемская «Горка»/Методическое пособие. – Ижма, 1992. – 24 с.

  2. Погребально-поминальный обряд «устьцилемов». – Ижма, 1998. – 50 с.

  3. Семейная обрядность русских бассейна нижней Печоры конца XIX – первой трети XX вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.и.н. – Сыктывкар, 1998. – 22 с.

  4. Мир детства в традиционной культуре «устьцилемов». – Сыктывкар, 1999. – 40 с.

  5. Историческая память «устьцилемов». – Сыктывкар, 2000. – 24 с.

  6. Детский фольклор Усть-Цильмы. – Сыктывкар, 2000. – 42 с.

  7. Русские староверы-беспоповцы Усть-Цильмы: конфессиональные традиции в обрядах жизненого цикла (конец XIXXX вв.). – Сыктывкар, 2002. – 276 с.

Рец.: Тульцева Л. А. // Этнографическое обозрение. – Этнографическое обозрение, 2003, № 5. – 158 – 161.

  1. Фольклор Усть-Цильмы. – Сыктывкар, 2004. – 168 с.

  2. Староверие в Коми: Традиционный комплекс усть-цилемской женской одежды / Каталог выставки. Сыктывкар, 2005. – 24 с.

  3. Жили мы у бабушки, кушали оладышки. Детский фольклор Усть-Цильмы. Сыктывкар, 2006. – 224 с. (в соавторстве с Каневой Т.С).

  4. «Старопрежней Руси осколок..». Буклет. Сыктывкар. 2007.

  5. Дети и детство в народной культуре усть-Цильмы. Сыктывкар. 2008 30 п.л.

Лауреат Конкурса на лучшую научную книгу 2009 года в номинации «Гуманитарные науки», монография рекомендована Фондом развития отечественного образования для использования в учебном процессе и переиздания для широкой научной общественности в России и за рубежом.

Рец.: Якубовская Е.И. // Традиционная культура: Научный альманах. 2009. № 3.

  1. Фольклор Усть-Цильмы: пословицы, поговорки, присловья. – Изд. 2-е. Сыктывкар, 2008. – 180 с.

  2. Старообрядческие общины Усть-Цильмы и Сыктывкара: пути сохранения традиций // Очерки русской народной культуры / Отв. ред. И.В. Власова. М., «Наука» 2009. С. 197-220.

  3. Коми-ижемцы, поморы и устьцилёмы: переосмысление культурных образов // Идентичность: интеллектуальные практики и социальное конструирование. Сыктывкар, 2010. С. 45-69 (в соавторстве с Шабаевым Ю.П., Щараповым В.Э.).

  4. Одежда староверов Усть-Цильмы: традиционные типы и функции в поверьях и обрядовой культуре. Сыктывкар, 2011. с. 210.

  5. «И пусть не рвется времен связующая нить»: к 470-летию с. Усть-Цильма. Буклет. Сыктывкар, 2012. 0,3 п.л.

  6. Семья и брак староверов Усть-Цильмы: конфессиональные традиции в повседневной и обрядовой жизни (середина XIX – начало XXI вв.). Сыктывкар, 2013. 31,5 п.л.

  7. Усть-Цильма – жемчужина Русского Севера (этнографический альбом). Сыктывкар, 2013. 94 с.

  8. Тематический словарь пословиц, поговорок, присловий Усть-Цильмы. Сыктывкар, 2014. 24,5 п.л.

  9. Памяти предков верны: к 25-летию сыктывкарского представительства «Русь Печорская». Сыктывкар, 2016. 1, 5 п.л.

  10. Религиозный канон и народные традиции как механизмы формирования, сохранения и эволюции этноконфессиональной группы ( на примере староверов Усть-Цильмы). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. Москва, 2018. 2 п.л.

  11. Старообрядчество на нижней Печоре // Этнографическое обозрение. 2001. № 6. С. 33 – 47.

  12. Межэтническое взаимодействие трех печорских групп: ненцев, русских (устьцилемов) и коми-ижемцев // Этнографическое обозрение. 2003 № 5, с. 54 – 65 (в соав. с К.В. Истоминым).

  13. Локальные традиции в праздновании Иванова дня у староверов-беспоповцев Усть-Цильмы (конец XIXXXI вв.) // Этнографическое обозрение. 2007 № 2.С. 106-118.
  14. Новое открытие Усть-Цильмы // Труды Института российской истории. Вып. 7. М., «Наука». 2008. С. 327-348 (в соав. с К.А. Аверьяновым).
  15. Хороводный праздник горка: традиции и инновации // Археология, этнография и антропология Евразии. 2010. № 4. С. 103-109.
  16. Коми-ижемцы, поморы и устьцилёмы: модели культурных трансформаций //Этнографическое обозрение. 2010. № 5. С. 134-150. (в соав. с Ю.П. Шабаевым, В.Э. Шараповым).
  17. Усть-Цилемская горка: от обряда к республиканскому празднику // Этнографическое обозрение 2011. № 4. С. 48-56.

  18. Усть-Цилемские сарафаны: традиционные типы и функции в поверьях и культуре // Дизайн. Материалы. Технология. 2011. № 4. С. 77-82.

  19. Историко-культурное наследие Усть-Цильмы: изучение и сохранение // Уральский исторический вестник. 2011. № 4. С. 110-117.

  20. «Слово о забывших грешных»: к вопросу о поминовении в усть-цилемской культурной традиции // Известия КНЦ. 2012. № 3. с. 90-95.

  21. Старообрядческая икона Нижней Печоры: итоги предварительного изучения // Известия КНЦ. 2014. № 3. С. 103-109. (в соавт. С Н.Е. Плаксиной).

  22. Межконфессиональные отношения усть-цилемских староверов с православным духовенством во второй половине XVIII – середине XIX века // Известия КНЦ. 2015. № 4 С. 79-85.

  23. Усть-Цилемские женские рубахи: типы и функции в поверьях и культуре // Дизайн. Материалы. Технология. 2015. № 1 (36). С. 76-81.

  24. Борьба православной церкви по искоренению староверия в Усть-Цилемской волости в период правления Николая I (1825-1855 гг.) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 9. С. 14-20.

  25. Усть-Цилемские женские головные уборы: использование в обычаях и обрядах (середина XIX – начало XXI века)// Археология, этнография и антропология Евразии. 2017. № 2. С. 132-141.

  26. Представления о супружеских отношениях в культуре староверов-беспоповцев Усть-Цильмы // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2017. № 2 (16). С. 76-83.

  27. Духовные руководители старообрядческих общин на Нижней Печоре: избрание и деятельность (середина XIXXXI вв.) // Этнографическое обозрение 2017. № 6. С. 155-172.

  28. Традиции сохранения родства в культуре староверов Усть-Цильмы // Известия КНЦ. 2017. № 3. С. 103-106.

  29. Проповедническая деятельность великопоженских наставников и крестьян на Нижней Печоре в период правления Николая I // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 1. С. 198-202.

  30. «Чужие» в традиционных представлениях русских староверов Усть-Цильмы // Известия КНЦ. 2018. № 1. С. 75-79.

  31. Духовная составляющая культуры домашнего быта усть-цилемских староверов // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2018. № 1 (19). С. 109-112.

  32. Старообрядческая икона Нижней Печоры: опыт комплексного исследования // Этнографическое обозрение. 2018. № 3. С. 114-132 (в соавторстве с Н.Е. Плаксиной).