"Комиретро": первые автомобили в Коми

“Комиретро”: первые автомобили в Коми (ИА «Комиинформ»)

“Комиинформ” продолжает проект “Комиретро”, созданный совместно с Институтом языка, литературы и истории Коми научного центра и посвященный 95-летию республики и 20-летию агентства. На этот раз директор института Игорь Жеребцов рассказывает читателям, как в республике зарождалось автомобильное движение.

Первый автомобиль появился в Коми чуть более ста лет назад. Известно, что в 1913 году владельцы Кажимского завода впервые проехали на автомашине из Усть-Сысольска в Кажим, однако несколько раз из-за плохого состояния дороги пришлось тащить “железного коня” на конях настоящих. В основном же передвигались и по краю, и по единственному в нем городу Усть-Сысольску на лошадях да лодках, а на севере − еще и на оленях.

В последующие годы автомобилизация региона не слишком продвинулась. Только с образованием Коми автономии в городе появился первый грузовик (гараж находился под пожарной каланчой), а руководство Коми области получило в свое распоряжение легковой автомобиль. В марте 1922 года в Усть-Сысольске появилось невиданное до того средство передвижения − мотоцикл. Состояние этих замечательных транспортных средств было, однако, не ахти. 27 июня 1923 года газета “Югыд туй” с грустью сообщала: “Проводилось недавно испытание с автомобилем. Результаты испытания с грузовым автомобилем отрицательные. Причина негодности – изношенность основных частей. …Легковой автомобиль сдан в ремонт и будет готов к празднику авиации. Мотоциклетами наладить связь также не удалось”. Последнее несколько загадочное предложение (Какая связь? С кем?) говорит, видимо, о том, что действующих “мотоциклетов” в городе не было; имевшийся сломали, а новые не привезли.

Вскоре, однако, “связь”, очевидно, наладилась, да так, что “железные кони” разных мастей стали вызывать у местных жителей такое же раздражение, как сегодня − выходки “золотой молодежи”, гоняющей по городам на дорогущих авто. 28 июня 1925 года Кирульский сельсовет (нынешнее сыктывкарское местечко Кируль не входило тогда в городскую черту) обратился в Коми облисполком с просьбой издать распоряжение “о прекращении бездельной езды на автомашинах и велосипедах по Кирулю, ибо убытки действительно есть, и население волнуется”. Председатель сельсовета сообщил, что “лошади наши непривычные и при появлении “чудовища” бросаются куда попало”.

Областной отдел местного хозяйства, ведавший автомототранспортом, выступил в защиту передовых средств передвижения и 1 июля обнадежил облисполком: “Скот к езде на мотоциклете привыкает и за последнее время уже не пугается”. Облисполком ответил Кирульскому сельсовету так: “Ездить на мотоциклетах разрешается всем, а потому мы запретить не можем и не должны… Бесцельных поездок на автомашинах не производится”.

Постепенно автомобильный транспорт становился чуть более привычным и в более отдаленных от столицы автономии районах. В 1931 году завершилось строительство автомобильного тракта от села Усть-Вымь к реке Ухте (в Усть-Вымь по Вычегде завозили грузы, которые затем отправлялись сухопутным путем на нефтепромысел Чибью). Тракт этот, впрочем, продолжали улучшать и достраивать еще несколько лет. Осенью 1933-го была организована специальная автомобильная группа для доставки грузов в Чибью, а в Княжпогосте появилась первая в Коми специализированная авторемонтная мастерская, ставшая в 1938 году авторемонтным заводом. В 1934-м стал действовать автомобильный почтовый тракт Сыктывкар–Усть-Кулом, а в 1935-м началось движение автомобилей по Мурашинскому тракту. (Продолжалось оно, к слову сказать, пару десятков лет, а в 1950-х годах этот тракт стал непроезжим для автотранспорта аж до конца 1970-х. Восемь лет, с 1966 по 1974-й, строилась автодорога Летка–Мураши. А шоссе из Объячево до Летки появилось только в 1979-м. 29 сентября 1979 года в Летке состоялся митинг по случаю завершения строительства дороги Объячево–Летка. Только тогда повторно − через 34 года после первого открытия − открылась столь привычная нам сегодня автомагистраль Сыктывкар-Мураши).

В 1934-году в Сыктывкаре появился первый автобус, в августе 1935-го – новый грузовой автомобиль ГАЗ (знаменитая “полуторка”). Количество автомобилей достигло невиданных доселе размеров: в первомайской демонстрации 1935 года в Сыктывкаре участвовала колонна из 23-х автомашин, на которых ехали октябрята и пионеры (а также, кстати, колонна педальных автомобилей, сделанных сыктывкарскими юными техниками). Летом того же года состоялся первый в Коми автономной области автомобильный пробег по маршруту Сыктывкар−Мыёлдино−Сыктывкар, а также первый велосипедный пробег по маршруту Сыктывкар–Лальск–Великий Устюг и первый велопробег школьников по маршруту Сыктывкар–Летка–Сыктывкар.

В общем, популярность разного рода колесного транспорта росла на глазах, а в Сыктывкаре количество единиц государственного и индивидуального авто-мото-вело-транспорта (да и гужевого тоже) стало угрожающим и создало немалые неудобства для пешеходов и городских властей. “Управляющие авто-мото-машинами” нередко ездили по тротуарам и аллеям парка, по любой стороне улицы, без номеров, фар и звуковых сигналов, срезали углы, обгоняли друг друга справа и слева, устраивали гонки, не подавали сигналов поворота, оставляли свои средства на улицах с включенными моторами и не на тормозе.

Да и сами пешеходы тоже были не сахар: на тротуаре “не держались правой стороны”, “катались на коньках и санках”, “ходили втроем и более в одном ряду” и даже “ходили бегом” или, наоборот, “бесцельно стояли на тротуаре”.

В общем, надо было как-то регулировать уличное движение, и потому 8 мая 1934 года Сыктывкарский горсовет принял “обязательное постановление” “О Правилах дорожного движения”, коим сроком на два года утвердил правила дорожного движения в городе Сыктывкаре. Правила вводились в действие через 15 суток со дня опубликования (срок весьма символичный для нарушителей всяких разных правил). Правила, в частности, строго-настрого запрещали шоферу “сходить с машины при ее движении” или “останавливать машину, не затормозив таковую”. Нельзя было пользоваться “сиреной, милицейским свистком и сигналом, резко действующим на слух”, “выезжать на тротуар”, “ездить на автомобилях, мотоциклах, на конских экипажах и на лошадях верхом вперегонку”, ездить “на лошади (верхом и в упряжи) галопом и карьером”. Требовалось “замедлять ход, а в иных случаях остановить экипаж при проходе войсковых процессий и партии арестантов”.

Суровые требования предъявлялись и к пешеходам. “При движении по тротуару пешеходы обязаны держаться с правой стороны. При обходе тихо идущих обходить их с левой стороны”. “Не допускается ходьба по тротуарам втроем и более пешеходов в одном ряду, а равно ходьба бегом”. “Воспрепятствуется бесцельное стояние пешехода на тротуаре и катание на нем на коньках и санках”. Лица, виновные в нарушении правил, подвергались “штрафу в размере 1 рубль, уплачиваемому на месте совершения нарушения милиционеру или автоинспектору под квитанцию. В случае отказа нарушителя уплатить штраф на месте нарушения штраф этот налагается начальником отделения милиции, причем размер его может быть увеличен до 3 рублей”.

 

Некоторое время спустя стало ясно, что следить за выполнением правил должны были специалисты. 80 лет назад, 21 марта 1936 года, в аппарате милиции Коми области ввели должность государственного автомобильного инспектора. Первым инспектором ГАИ 12 апреля 1936 года был назначен Д.Н.Галаган.

Количество автомобилей в столице республики меж тем продолжало расти. Кто-то разъезжал на служебных, а кто-то и на своих. Некоторым особенно везло: в 1936 году председатель Княжпогостского сельсовета А.С.Болотов выиграл в лотерею “Осоавиахима” легковой автомобиль стоимостью 7500 рублей. В 1939 году Главный выставочный комитет проходившей в Москве Всесоюзной сельскохозяйственной выставки наградил дипломами первой степени с выдачей денежных премий и легковых автомашин колхозы “Вöр фронт” из села Вольдино Усть-Куломского района, “Путь Ленина” из села Кипиево Ижемского района, “Выль ордым” из села Богородск Сторожевского района; дипломами второй степени с выдачей денежных призов и мотоциклов были награждены Пажгинская МТС, молочно-товарная ферма имени Орджоникидзе из села Бугаево Усть-Цилемского района и 16 передовых сельхозартелей Коми АССР.

Разрабатывались новые правила уличного движения, не всегда оказывавшиеся соответствовавшими требованиям. 17 июня 1937 года Сыктыварский горсовет принял правила уличного движения гужевого и автомобильного транспорта по городу, но уже 14 августа они были отменены. В декабре 1939 года Совнарком Коми АССР выпустил постановление, которое обязывало председателя исполкома Сыктывкарского горсовета и начальника городской милиции “в месячный срок разработать правила уличного движения, установив указующие знаки на улицах и обеспечить контроль выполнения правил”.

“Однако, − писала позднее газета “За новый Север”, − прошло четыре месяца, но на улицах никаких указующих знаков нет, нет и никакого контроля за выполнением правил уличного движения. Этим широко пользуются шоферы-лихачи, порой мчащиеся по городу со скоростью до 40 км в час, и не замедляют хода на поворотах, угрожая нормальному движению пешеходов”. Первые дорожные знаки были установлены в Сыктывкаре лишь в середине 1940 года. Надо думать, количество лихачей после этого поубавилось…

О Правилах дорожного движения в г. Сыктывкаре.

В номере газеты “За новый Север” от 30 мая 1934 г. опубликовано обязательное постановление Сыктывкарского горсовета от 8 мая 1934 г.

На основе постановления ВЦИК и СНК от 30 марта 1934 года Сыктывкарский горсовет постановляет: Утвердить и ввести в действие через 15 суток со дня опубликования сроком на два года нижеследующие правила дорожного движения в гор. Сыктывкаре.

1. Управляющий автомашинами, мотоциклами во время езды всегда должен иметь при себе удостоверение на право управлять машиной, а также учетный билет на право эксплуатации таковой, выданный Обдортрансом при регистрации, который они обязаны предъявлять представителям милиции и инспекторам по регулированию движения.

2. К езде по городу на велосипедах допускаются лишь лица, имеющие удостоверение о регистрации и номерной знак, который должен быть прикреплен к задней вилке велосипеда.

3. Автомобиль при езде по городу должен быть снабжен двумя номерными знаками. Один спереди на левом крыле (по движению машины), а другой на кузове или на особом кронштейне не ниже 0,70 метра от земли.

4. Воспрещается езда на автомобиле с открытым глушителем.

5. Автомобили и мотоциклы должны быть снабжены звуковым сигналом, подающим яснослышимые звуки. При этом запрещается пользоваться сигнальными аппаратами: “сиреной”, милицейским свистком и сигналом резко действующим на слух.

6. На каждом велосипеде должен быть звонок или рожковый сигнал, а с наступлением темноты – зажженный фонарь.

7. При движении во время темноты и при густом тумане автомобили и мотоциклы должны быть снабжены по крайней мере одним ярко горящим фонарем с бесцветным стеклом, который должен быть расположен спереди. Сзади автомобиля должен быть фонарь цветной, освещающий номерные знаки. Пользоваться фонарями с ослепительно-ярким светом типа прожектора не допускается.

8. При движении по городу водители автомобилей, мотоциклов и ямщики конных экипажей обязаны: 1). Держаться правой стороны. 2). Не срезать углов. 3). При объезде тихоедущего уменьшать скорость движения и объезжать их с левой стороны, предварительно подав сигнал, недоезжая до экипажа на 25 метров. Запрещается обгон едущих, если с их стороны дан сигнал рукой. 4). При повороте, замедлении хода и остановке подавать предварительный знак едущему сзади поднятием руки. 5). Подавать сигнал и замедлять ход, а в иных случаях остановить экипаж, при выезде из ворот, перекрестках улиц, при повороте и переездах через улицу, при спусках под гору. При проходе войсковых процессий и партии арестантов, при проезде пожарных обозов, в местах скопления людей и где движение стеснено, а также во время сильного тумана. 6). Не выезжать на тротуар. 7). Не уезжать при несчастных случаях и оказать помощь пострадавшим. 8). Останавливать машину или подводу по первому требованию работника милиции и ОГПУ при преследовании преступников, а равно по требованию авто-инспекторов Обдортранса.

9. При объезде площадей держаться правой стороны. Воспрещается ездить на велосипеде по тротуарам, пешеходным дорожкам и аллеям садов.

10. Воспрещается ездить на автомобилях, мотоциклах, на конских экипажах и на лошадях верхом вперегонку.

11. Шофер автомашины и мотоцикла обязан ехать со скоростью, которая не может служить причиной несчастного случая и нарушения уличного движения. Максимальная скорость движения по городу для легкового автомобиля и мотоцикла установлена 40 км в час, для грузовиков- пневматиков 30 км в час, в местах скопления людей и экипажей, а равно на перекрестках улиц скорость движения не может превышать 8 км в час. В случае порчи в пути звуковых сигналов или фонарей при езде в темноте автомобили обязаны держать скорость не более средней скорости конного экипажа.

12. Воспрещается езда на велосипеде, где движение стеснено.

13. Не допускается езда на лошади (верхом и в упряжи) галопом и карьером.

14. При групповой езде велосипедисты должны ехать один за другим на расстоянии не менее 2 метров.

15. Обгоняя экипаж, пешехода, велосипедист обязан заблаговременно давать сигналы и объезжать их с левой стороны умеренным ходом.

16. В местах большого скопления людей и экипажей велосипедист обязан сойти с велосипеда и вести его в руках.

17. Шофер автомашины не должен сходить с машины при ее движении и оставлять ее во время работы двигателя.

18. Управляющий авто-мото-машиной не должен останавливать машину не остановив мотора, не затормозив таковую.

19. При остановках на улице автомобили, мотоциклы и конские экипажи должны ставиться вдоль тротуара в один ряд при чем загораживание проездов и ворот и стеснение уличного движения не допускается.

20. При осаживании машины назад шофер должен убедиться в том, что путь, на который осаживается машина свободен и только тогда, дав сигнал, медленно подвигать машину назад.

21. При движении по тротуару пешеходы обязаны держаться с правой стороны. При обходе тихо идущих обходить их с левой стороны.

22. Воспрепятствуется бесцельное стояние пешехода на тротуаре и катание на нем на коньках и санках.

23. Не допускается ходьба по тротуарам втроем и более пешеходов в одном ряду, а равно ходьба бегом.

24. Лица, виновные в нарушении настоящих правил, подвергаются штрафу в размере 1 рубль, уплачиваемому на месте совершения нарушения милиционеру или автоинспектору под квитанцию. В случае отказа нарушителя уплатить штраф на месте нарушения штраф этот налагается начальником отделения милиции, при чем размер его может быть увеличен до 3 рублей.

25. Дело об отдаче нарушителей настоящих правил, в отношении которых будет признано недостаточным наложение взыскания в размере, указанном в п.24 настоящих правил, направляется в городскую комиссию по наложению административного взыскания, при чем в этом случае виновное лицо подвергается штрафу до 100 рублей или направляется на трудовые работы сроком до 1 месяца.

Источник: http://komiinform.ru/news/136311/